Прогульщик. „Иван . Режиссер А. Довженко. Оператор Д. Демуцкий
всем поведением прогульщика на стройке вскрывает внутри образа то содержание, которое за ним стоит.
Случайно ли заменены Довженко обычно сопутствующие прогульщику атрибуты — бутылка — безобидной ромашкой, сцены ка


бака— идиллией ужения рыбы и т. д.? Все это, конечно, глубоко не случайно. Как об


щее содержание образа, так и вое детали его художественно необходимы, закономерны в развитии образа прогульщика, в том пла
не, как его себе замыслил художник, все эти детали глубоко творчески найдены и идейно, политически значимы. Художник своим подходом к трактовке этого образа сумел без всяких «погон в наплыве» сделать прогульщика представителем умирающего капитализма, раскрыть то подлинное содержание, которое за ним стоит. Об этом говорит вся система поведения прогульщики на строительстве, его отношение к социалистическому труду, социалистической дисциплине, боязнь всюду его преследующего социального презрения, боязнь техники (сцена в комнате сына, разговари
вающего по телефону, сцена у черной кассы, побег от радио и т. д.). Всюду прогульщик противопоставляет себя социалистическому труду, социалистическим отношениям, всюду он воображает себя стоящим над ними, вне их и всюду оказывает
ся связанным ими, никуда не может от них уйти. Так раскрывает прогульщик свое действительное содержание, свое действительное положение в системе социалистическо
го общества, внизу социальной лестницы как последыш умирающего капиталистического общества «на здоровом теле социалистической стройки».
Линия прогульщика находит свое истолкование не только в нем самом — ее под


хватывает также прораб, когда рассуждает в столовой о «диалектическом нонсенсе», о


«неповторении личности» и т. Д., он подхватывает линию прогульщика и как бы подводит под нее философский фундамент, объясняя, против чего и за что борется прогульщик.


Через всю фильму проходит эта фило


софская «дискуссия в образах» — о свободе