и необходимости, о неповторимой личности, об отношении личного и обществен


ного, об отношении к труду, к технике, к социалистической дисциплине и т. д. Как бы в ответ на слова прораба о гибели не
повторимой личности в социалистических условиях индустриального труда перед на
ми возникает целая портретная галлерея героических образов ударников социалистической стройки, величие и монументаль
ность которых оттеняет карикатурный и жалкий образ прогульщика, претендую
щий на индивидуальную «неповторимостьсвоей личности в истории. Как бы в ответ на все поведение прогульщика дается также пробег матери через стройку после убийства ее сына бадьей. Сын убит, ослепленная горем женщина видит виновника убийства ее сына в этой наступающей на нее, угро
жающей ей технике. Техника предстает перед матерью как чудовище, поглотившее ее сына, техника несет с собой гибель «не
повторимой личности», мешает ее жизни, ее развитию. Женщина бежит к начальнику участка, чтобы высказать ему свое возму
щение, свое негодование по этому поводу, свою боль о потере сына.
Но оказалось, что она ломится в открытую дверь. Разговор начучастка по телефону, в котором он призывает к ответу виновников этого «несчастного случая», разъ


ясняет матери ее ошибку, раскрывает ей,


что вина вовсе не в технике, а в людях, не овладевших этой техникой, в их халатности. Начучастка с болью говорит об убитом как об одном из лучших, как об удар
нике, который погиб из-за недопустимого разгильдяйства на участке. И после осозна
ния своей ошибки женщина видит, что ей нечего предъявить начальнику участка. Ока
залось, что ее несчастье, ее беда — отнюдь не только ее личное горе, но и горе и беда всей социалистической стройки.
Эта дискуссия о личности, о технике, о новых отношениях проходит через все образы, через все эпизоды фильмы, и. мы ви
дим, как линия прогульщика и тех, кто так или иначе подпадает под влияние воплощенных в нем идей, все более и более дискредитируется. Интересна также чисто внешне пластическая подача образа прогульщика. В деревне, когда прогульщик сидит с ромашкой в руке, он дан еще в плане той же скульптурности, как и образы всех остальных действующих лиц фильмы. Но в даль
нейшем образ прогульщика делается все болеее и более плоскостным, превращаясь по


степенно в некое темное, мятущееся пятно на солнечном фоне социалистической стройки.


И через дискредитацию образа прогульщика Довженко показывает то снисхождение, тот упадок, к которому пришла когда-то бывшая исторически прогрессивной буржу
азная цивилизация, упадок когда-то бывших прогрессивными идей и всю нелепость, весь анахронизм их защитников (сознательных и бессознательных).


4


На основе этого, правда, чрезвычайно в общих чертах данного анализа мы можем все же видеть, насколько глубоко идейно, творчески самостоятельно и оригинально сумел художник подойти к художественному разрешению поставленной им перед собой чрезвычайно трудной и ответственной творческой задачи. Мы видели, что он мобилизовал для этой цели весь арсенал имеющихся в распоряжении киноискусства ху
дожественных средств и приемов, нашел новые наиболее действенные приемы и методы художественного решения поставленных им перед собой задач. И об этих ог
ромных достижениях нельзя забывать при разборе тех или иных недостатков, творче
ских ошибок, которые имеют место в фильме.
Несмотря на безусловно значительные достижения, которые мы имеем в фильме «Иван» по линии глубоко самостоятельного художественного освоения нашей дей
ствительности (что определяет в основном ее огромное познавательное значение), мы должны отметить, что художнику все же не удалось полностью разрешить поставленной задачи, не удалось достичь необходимой цельности и законченности произведения.
Художник борется за наиболее верное, наиболее реалистичное отображение тех процессов всемирно-исторического значения, которые происходят в нашей социа
листической действительности, борется с ошибками своего творческого прошлого, с ошибками, имевшими место в «Земле». Но хотя в «Иване» мы и имеем большой сдвиг в сторону более правдивого отображения нашей действительности, но окончательно освободиться от тех ошибок, которые владели им в «Земле», Довженко здесь не уда
лось. В результате этого недостаточного преодоления в «Иване» нет необходимого