выбрав соответствующую тему, выразить ее в простых, ясных, ярких художественных образах? Мы радуемся, когда массовый зритель получает от нас увлекающую, захваты
вающую его картину. Но разве не ясно, что успех такой, к примеру, картины, как «Встречный», есть прежде всего успех сце
нария, успех того круга идей, того строя художественных образов, которые задолго до рождения картины уже существовали в сценарии? Мы с горечью констатируем (иногда с горечью тем большей, что констатация бывает слишком запоздалой) порочность некоторых наших картин, их поли
тическую лживость, их художественную убогость. Но неужели не ясно, что пе
чальная и поучительная история картины «Моя родина» есть прежде всего история о том, как преисполненные самых лучших намерений товарищи написали политически вредный сценарий?
Мы хотим, чтобы в наших картинах действовали талантливые актеры, создающие
ярчайшие образы людей. Но как можно создать таких актеров, как можно требо
вать от них создания таких образов, если в подавляющем большинстве случаев актеру приходится выполнять крайне примитивные задания сценария, чаще всего сво
дящиеся к внешнему поведению людей, изображаемых в картине. Ясно, что материал актера дается главным образом сценарием.
Мы очень стремимся к тому, чтобы изгнать из практики нашей работы на фаб
рике бесхозяйственную, нерациональную трату денег и прочих материальных ресурсов. Известно всем, что речь идет не о
копейках и рублях, а о десятках и даже сотнях тысяч. Но ведь ясно, что настоящий режим экономии начинается с рабо
ты над сценарием, что от работы сценари

ста в огромной мере зависит и объем

затрат на будущую картину и главное — целесообразность этих затрат. Сценарий, не укладывающийся в нормальный метраж, превосходящий этот метраж в полтора-два ра
за (такие случаи крайне часты), сценарий, без толка и смысла оперирующий массовка
ми, требующий для малозначащих кадров далеких экспедиций, сценарий, бросающий действие из одного павильона в другой и неиспользующий следовательно ни одного из павильонов в достаточной мере,— все это превращается на производстве в десятки, сотни тысяч рублей, пущенных, по сути дела, на ветер.
Мы стремимся к тому, чтобы всячески сократить сроки производства картин. Это необходимо по многим причинам и в первую очередь по соображениям экономиче
ского характера. Но можно ли серьезно говорить о сокращении сроков, когда при недоработанном сценарии приходится снимать лишние эпизоды, приходится приоста
навливать съемку, чтобы возвращаться к сценарной работе и выправлять то, что как дефект заложено в сценарии и что трудно, а подчас невозможно исправить не только в съемочном, но и подготовительном периоде?
Сценарий — главное, самое основное. Качество сценария — залог успеха или неуспе
ха будущей картины. И так будет всегда в нашем деле, ибо мы создаем искусство не формалистское, но изощренно эстетское, но искусство большого общественного со
держания и формы, понятной миллионам. И если сценарный материал, идущий в работу, является неудовлетворительным по своему, качеству,— главное звено творческой работы оказывается слабым звеном. Цепь неизбежно рвется. Поэтому тщетными ста
новятся все попытки повысить качество фильмы, если только, конечно, усилия не направляются, в первую очередь, на укрепление сценарного звена.
Нынешнее положение кинопроизводства характеризуется как раз тем, что сценар
ное дело крайне, катастрофически неблагополучно. Неблагополучие со сценарием состоит прежде всего в том, что ко
личество сценариев всегда бывает значительно меньше, чем потребность в них. Поэтому производство не только лишено воз
можности выбора и отбора наиболее ценных сценариев, но часто оказывается перед лицом простоя отдельных творческих работников и целых групп из-за отсутствия како
го-либо сценария. Неблагополучие состоит также и в том, что идущие в работу сценарии за редким исключением находятся на
таком низком художественно-политическом уровне, что делаемые по ним картины зара
нее обрекаются на участь сомнительного «середняка», т. е. по сути дела макулатуры, долженствующей миновать экран и лечь на полку.
Какова причина столь неблагополучного положения сценарного дела? Основная при
чина та, что советское кинопроизводство за многие годы своего существования не только не выращивало кадров сценаристов, но довольно методически уничтожало и те, которые создавались самотеком, вопреки тенден