Иван приходит на Днепрострой. „Иван . Режиссер А. Довженко. Оператор Д. Демуцкий
создается замедленным ритмом монтажа, без резких скачков, без рваности, без ча
стой и быстрой смены места действия, с преобладанием общих и средних планов, яс
ной и четкой композиции, кадра. Мы видим большей частью светлый фон неба или сте
ны, на которых скульптурно вылепляется фигура человека. Все указанные моменты, о которых мы еще подробнее будем говорить дальше, создают этот господствую
щий торжественно-спокойный и бодрый ритм картины, в который лишь иногда врывается как нечто ему чуждое и враждебное беспокойный, сбивчивый ритм прогульщика.
Остановимся сначала на анализе линии селюка и того «большого фона», той «большой биографии», частью которой он является.
Картина неслучайно начинается показом Днепра, который является как бы введением в этот героический эпос. Гладь и простор реки, ее даль и ширь, ритм ее движения, который еще больше подчеркивается далекой песней, создает впечатление покоя, от
решенности, оторванности этой далекой деревни от города. Но эта отрешенность и покой только кажущиеся. И здесь бурлят по
роги, работают напряженно колхозники, строится новая жизнь. И поэтому призыв партии помочь городу, помочь социалистической стройке нашел дружный отклик и в
этой далекой деревне. Колхоз мобилизуется на организованную помощь стройке. И этот факт, взятый даже сам по себе, говорит нам о большом сдвиге, который уже произо
шел в деревне по линии преодоления того противоречия между городом и, деревней,
того тяжелого наследия, которое оставил нам капитализм. Этот эпизод говорит о том, что крестьянин уже смотрит на город с на
деждой и хотя противоречие это еще не преодолено до конца, но мы находимся уже
на пути к его преодолению. И путь этого окончательного преодоления — трудный и длительный путь— лежит для крестьянина только через Днепрострой.
Трудность и длительность этого пути крестьянина на Днепрострой Довженко рас
крывает пространственно, давая длительный проход колхозников через поля и степи со знаменами и песнями к Днепрострою. Покину
тые в деревне и уходящие на Днепрострой колхозники, наконец, расстаются. Эта сцена сопровождается звуками удаляющейся и приближающейся песни и создает то смешан
ное настроение грусти об оставленном прошлом, тяжести отрыва от него и вме
сте с тем процесс его преодоления, бодрого и радостного стремления вперед к новому. И здесь конкретный реальный путь селюков превращается в «символ», обобщающий в себе этот собирательный путь трудового крестьянства в пролетарской революции.
И вот Иван на Днепрострое, Он мечтательно созерцает ночной фантастический Днепрострой, прислушивается к его размеренно
му ритму, восхищается его величавой мощью. Затем наступает включение в будни этой великой стройки. Давая этот путь крестьянского парня на строительстве как спокойный, бодрый и радостный путь, нарушая его спокойствие только «темным облачком» срыва на овладении техническим процессом, Довженко ведет Ивана в конце концов к осознанию того факта, что «здесь иначе хватка, здесь школа нужна». Довженко как бы подчерки
вает, что основные трудности нами уже преодолены и что техникой овладеть в этих героически завоеванных, социалистических условиях работы в условиях, когда