вопрос «кто кого» решен окончательно и бесповоротно в сторону социализма, — задача не такая уж непреодолимая. Вспомним слова Сталина:
«Говорят, что трудно овладеть техникой. Неверно!.. Самое важное с точ
ки зрения строительства мы уже сде
лали, нам осталось немного, изучить технику, овладеть наукой».
Но в этом овладении — залог нашего успеха, нашего дальнейшего продвижения впе
ред и поэтому эта задача стоит как одна из основных для второй пятилетки. И Иван — ударник с первых шагав на стройке — осоз
нал в дальнейшем, что дело не только в количестве затраченной энергии, но и в ее качестве. Сорвавшись на соревновании с ква
лифицированным товарищем, он понял, что дело в знаниях, в школе и пошел «учиться». «Товарищи-профессоре, выкладайте Иванови все, что у вас е» — таков итог его пути в картине.
В том большом историческом «фоне», на котором развертывается скромная судьба селюка Ивана, большое место отведено земляку, старому рабочему партийцу, который мудро и отечески руководит и направляет Ивана. И эта отечественность, забота земляка-партийца об Иване еще больше оттеняются развивающейся рядом линией родственной ласковой заботливости отца Ивана. Характеристика этих двух действующих лиц — отца и партийного руководителя Ивана — дается Довженко уже при их первой встрече на Днепрострое. Громкий, ра
достный смех, как и самая интонация речи, превращают эту встречу, этот частный разговор в большое событие, в глубокую ха
рактеристику, художественное обобщение. Тем, что Довженко несколько затягивает этот смех, перебивая им бодрый, ласковый тон речи, в которой встретившиеся сооб
щают друг другу о своих делах, о делах стройки в колхозе и городе, придает этому смеху символический, в хорошем смысле слова, характер. В нем передается уверен
ное и глубоко сознательное отношение этих двух людей к будущему, к перспективам дальнейшего пути на основе боль
шого опыта уже проведенной борьбы, на основе достигнутых уже успехов как в городе, так и в деревне.
И вот эти два человека—один как отец, другой как опытный пролетарий и партийный руководитель — воспитывают, руково
дят неопытным юношей Иваном в его жиз
Отец. „Иван . Режиссер А. Довженко. Оператор Д. Демуцкий
ненном пути (и тут, конечно, неслучайно это возрастное противопоставление, опыт
ный муж-пролетарий и юноша-крестьянин). Как эти двое — отец и земляк, так и товарищ Ивана по стройке и мать убитого ударника являются существенной частью производственного коллектива «большой биографии» и вместе с замечательно раз
вернутой картиной Днепростоя образуют
то здоровое тело социалистического строительства, которое в основном и определяет судьбу «Ивана».
Панорама Днепростроя показана в фильме, с одной стороны, субъективно, глазами Ивана (ночной таинственный Днепрострой), глазами отчаявшейся матери (как жесто
кое чудовище, раздавившее ее сына) и, с другой стороны, в объективном плане как подлинный факт, как действительное сви
детельство подвига, доблести и героического труда нового, освобожденного человека, как свидетельство его неис
сякаемой творческой мощи, в условиях новой общественной системы, где труд не