ОЧИ НЕВИДЯЩИЕ
Пакетботы.
„Существует новый дух; это дух конструированья и синтеза, стремящегося к ясной кон
цепции. Как бы то ни было, в настоящее время большая часть человеческой деятельности проникнута им“.
Начинается великая эпоха. Программа „l’Esprit nouveau № 1.
Никто не отрицает теперь эстетики, занимающейся произведениями современной инду
стрии. Все больше и больше в устройство зданий и машин вводятся такие пропорции, такие соотношения объемов и материала, что многие из них являются подлинными произ
ведениями искусства, потому что основа их— число, т. е. порядок. Но лица, руководящие промышленным и деловым миром, а, следова
тельно, живущие в суровой деловой атмосфере, в которой создаются безусловно прекрасные вещи, считают себя совершенно непричастными какой бы то ни было художественной деятельности.
Они неправы, потому что они принадлежат к числу наиболее активных творцов новой эсте
тики. И артисты, и промышленники творят бессознательно. Стиль эпохи заключается именно в общем производстве, а не в отдель
ных орнаментальных тонкостях, попросту излишних деталях стильной самой по себе по
стройки. Грот еще не стиль Людовика XV, лотос еще не египетское искусство и т. д. и т. д.
Инженеры, механики, испачканные мазутом и копотью (кто знает их имена!) задумали и построили устрашающе-громадные пакетботы. Мы, сухопутные люди, теряем представление о размерах; мы должны преклоняться перед произведениями „вырождения . Мы должны
сделать несколько километров и осмотреть пакетбот.
Архитекторы прозябают в узком незнании законов строительного искусства, и их кон
*) Статья взята из целой серии помещенных в ,,L’e sprit nouveau статей Corbusier- Saugnier.
цепции не идут дальше целующихся голубков.
Но строители пакетботов, смелые и мудрые, создают дворцы, рядом с которыми соборы кажутся крохотными; и дворцы эти плавают!
Архитектура задыхается от рутины: тонкие стеклянные или кирпичные стенки нижнего этажа выдерживают надстройку в 50 этажей, но не выходят из употребления переставшие быть необходимыми толстые стены.
Например, в таком городе, как Прага, предписано в верхнем этаже делать стены в 45 сантим, толщины и для каждого этажа снизу набавлять по 15 санитиметров, что приводит к постройкам, в которых толщина стен нижнего этажа достигает 1 метра 50 сантиметров.
В наши дни композиция фасадов из мягкого камня (pierre tendre) в больших глыбах при
водит к парадоксальному результату: окна, через которые должен бы проникать свет, находятся в глубоких амбразурах, что дает, ко
нечно, прямо противоположный желаемому результат.
Еще теперь видим мы на дорого стоющей городской земле достраивающиеся остовы зданий с огромными каменными быками, которые