Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

художественный

№ 2

№2

ПОД РЕДАКЦИЕЙ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО.
Было время, когда утонченные представители художества относились к промышленности, как к своему главному врагу. Стоит только припомнить по своему великолепную уто
пию Морриса «Вести ни откуда», самой основой которой являлось устранение из грядущего со
циалистического общества всякой машинной индустрии и замена ее ручным трудом. Вспом
ним также хотя бы Рескина, еще не так давно бывшего властителя дум многих и многих эстетически мыслящих европейцев, в том числе и русских. Ведь одним из устоев рескинианства было его коренное отвращение к фабрике, к железной дороге, как к элементам, испор
тившим пейзаж, к фабричной продукции, как к яду, который своими штампованными товарами отравляет быт.
Если мы перечитаем доводы различных эстетствующих врагов промышленности и по
раздумаем над ними, то увидим, что в них есть доля правды. Меньше всего правды, ко
нечно, в том, будто бы заводы и фабрики, железнодорожные мосты и движущиеся поезда вместе с рельсовыми линиями, всякого рода туннели, виадуки испортили европейский пей
заж. Нет никакого сомнения, что тут имеется большая ошибка. Ко всему этому глаз эстета прежних поколений не привык. Все это каза
лось ему грубым, грязным, утилитарным, искусственным, а поэтому и заслуживающим осуждения.
Действительно, античный мир, средние века, Возрождение, даже XVII и XVIII века в своих постройках по линии природы не нару
шали гармонии и как то больше считались с условиями пейзажа. Но какое, в самом дело, дело до пейзажа строителю большого завода с несколькими трубами, возносящимися к не
бу, для того, чтобы прокоптить его синеву облаками черного дыма? Какое дело до пей
зажа инженеру, разрешающему вопрос о том, как кратчайшей линией железной дороги сое
динить два пункта? Однако же, отнюдь не преследуя целей украшения пейзажа, чуждые какому бы то ни было эстетству, инженеры, строители путей сообщения и больших инду
стриальных предприятий, вовсе не испортили пейзажа.
Мы сейчас относимся к этому иначе. Огнедышащие заводы не кажутся нам безобраз
ными. В фабричных трубах мы все больше и больше видим своеобразную красоту. Желез
ная дорога, не только поскольку мы живем ее жизнью, передвигаясь по ней с необычайной быстротой, но и поскольку она явилась эле
ментом пейзажа, стала для нас по своему дорогой. Мы с интересом и чисто эстетическим внутренним движением смотрим на Несущийся вдали поезд, и многие железнодорожные мо
сты мы готовы отнести к своего рода шедеврам строительного искусства, как равно и некото
рые вокзалы. Сколько уже накопилось у нас превосходных описаний какого нибудь железнодорожного узла, описаний, дышащих красо
той. Еще недавно я имел случай прочесть чудесную страницу, посвященную чисто же
лезнодорожному пейзажу у Германа в его романе «Кубинке».
Конечно, и тут можно ставить перед собой некоторые вопросы, на которые я позднее укажу, вопросы в духе того, не мог ли бы по
степенно инженер строитель путей сообщения и промышленных предприятий в некоторой степени принимать во внимание и требования человеческого глаза? Но об этом ниже.
Гораздо больше правды в том, что говорится о фабричной продукции.
Конечно, омерзительная дешевка, вытеснившая добросовестный ремесленный труд, есть несомненное понижение культуры. Конечно, фабрикант, стремящийся к тому, чтобы убить на рынке всякую конкуренцию дешевизной, очень часто не останавливался даже перед ухудшением продукта с точки зрения просто
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ИСКУССТВО