Исторически процветанию резьбы по кости способствовали природные условия. Пришлое из Новгорода на Север население принесло с собою умение резать на дереве. Миниатюрная работа по дереву постепенно перешла на но
вый материал — кость, которую доставляло Белое море и океан (морская кость—«рыбий зуб»).
Гребешки, братины, кубки, чернильницы, ларцы, шкатулки, наперстки, ручки, набалдаш
ники, рамки для зеркал, для картин, кресты, панагии, складни, блюда, оклады, пудреницы, шахматы, стаканы, рога, посохи, порошницы. чарки, фляжки, яйца и т. п, вещи были любимыми темами северных резчиков. В ХVIII сто
летии, сообразно с «духом времени», резчики выделывали множество табакерок.
Резьба на кости по сюжетологии разбита на церковную и светскую. Ветхий и Новый Завет входит неизбежным звеном во множество изделий XVII столетия; в XVIII и начале XIX веков сюжет меняется в сторону большей светскости. символики и эмблематики, нравоучи
тельных сентенций и даже эротики, перемешанной с наивным сентиментализмом.
Все самые разнообразные по сюжетам предметы сделаны с такой изысканной тщательностью, с таким редким вкусом и вдохновен
ностью, с таким композиционным умением, тонкостью, с таким господством над линией, почти безраздельным, что даешься диву на высокое творчество кустаря-художника.
Кропотливая, миниатюрная работа в невероятной глуши, вне. казалось бы, от всяких вли
яний, имела общий язык с общей историей русского искусства, и она отразила все смены, все этапы, через которые проходила эта история. Общий стилистический дух барокко, рококо,
рокайль, классицизма, национализма, время от времени становившегося «модой», легко усмат
ривается в произведениях северного резчика, конечно, в своеобразном, деревенском, простодушном переиначеньи образца.
По технике северная резьба на кости чаще всего комбинированного типа — сквозная («на проем») рельефная и гравюрная. Попадаются вещи, сделанные одной из этих трех техник, но не так часто, и они всегда беднее комбинированного типа.
Анализируя исторически и стилистически северную резьбу на кости (удлиненные пропорции фигур, элегантность их, простота замысла, совершенное технически разрешение поставлен
ной художественной задачи), приходится ска
зать, что она должна быть преемственно связана и выводима из великого новгородского искусства, из его розного дела по дереву и властной художественной культуры, значение которой ста
ло почти каноном современной художественной мысли.
В окончательном учете художественных успехов нашего искусства северная резьба на кости должна лечь довольно плодоносным пла
стом художественной культуры С. С. С. Р. Через нее пройти нельзя.
И. Евдокимов.
«Русский лак» в прошлом. Лаковые кустарно-промышленные изделия, носящие в России название «русский лак», известны у нас, приблизительно, в течение двух столетий. Возникновение этого производства относится ко вре
мени введения для военных головных уборов лаковых козырьков из кожи.
Так как такие козырьки обходились дорого, — купец Коробов стал изготовлять их из папье-маше. Это производство дало ему мысль приготовлять из этого же материала табакерки, украшая их живописью.
Вскоре лаковые изделия приобрели популярность, увеличившуюся после нашествия (французов; события этого времени внесли новизну художественных мотивов.
Еще до последнего времени в продаже можно было встретить табакерки с изображением Наполеона, «пожара Москвы» и т. п. Постепенно в мотивах начинают преобладать сцены из рус
РУССКИЙ ЛАК
ского народного быта. Живописью украшались табакерки, шкатулки, подносы, стойки для бумаг и т. п.
Преемником Коробова стал Лукутин, выпускавший высоко художественные экземпляры. При нем изготовлялись изделия «любительские», «средние», наконец, «лубок». Работа ма
стерской Вишнякова высокими качествами не отличалась.
В настоящем. В настоящее время производство не прекращается, хотя и переживает яв
ный упадок. Работают небрежно, по образцам, лишенным художественного значения; материалы употребляют, какие попадутся под руки,
Изготовление изделий сейчас сосредоточено в Марийской волости (по Савеловской жел. дор.). где работают: артель преемников Лукутина, фабрика наследников Вишнякова и мастерская Длугача.
Изготовление изделий. При взгляде на лаковую табакерку нельзя представить себе, как