БОЛЬШОЕ СТАЛИНО

Строительство социалистического города Большое Сталино на базе реконструкции существующей его части проводится
в увязке с районной планировкой Донбасса и в частности Сталино-макеевского промышленного района, начатой правительственной комиссией по постройке городов Донбасса, и продолженной Гидроградом УССР.
Главными факторами, определяющими строительство города, являются:
I. Колоссальный рост промышленности за счет расширения существующих и ввода в эксплоатацию новых крупных пред

приятий, в частности двенадцати шахт-гигантов, предельная мощность которых составит 12,1 млн. т угля в год, тогда как

выработка, тяготеющих к городу Сталино 30 существующих шахт составляет лишь 3 млн. т или 25% того, что дадут новые шахты. При этом значительно расширяются заводы горно-заводского оборудования им. Коваля и им. Рыкова, ре
конструируется Сталинский металлургический гигант, мощно развивается коксо-химическая промышленность и ряд новых фабрик и заводов на базе сырьевых ресурсов района.
Увеличение, несмотря на повышение производительности труда, численности индустриального пролетариата с 55 330 чел. в 1932 г. до 80 700 чел. в 1940 г., не считая сезонных ра
бочих, что определяет население города Большое Сталино к концу расчетного периода в 382—400 тыс. чел., т. е. будет почти вдвое больше, чем в настоящее время в пределах старой черты города.

3. В связи с этим огромный рост жилищного и коммунального строительства в ближайшие годы. При принятой жилой норме в 9 м2 на жителя с учетом существующего жилого фонда, к 1940 г. потребуется дополнительно

1 500 тыс. м2, т. е. почти в три раза больше, чем имелось в наличии на 1930 г. *
4. Значение Сталино, как крупнейшего промышленного, политического, административно-хозяйственного и культурного центра Донбасса, сохраняющего за собой эту роль и значение и на будущее время.
Приведенные факторы легли в основу составления проекта планировки Большого Сталино как в части функционального распределения земельных площадей, общего объема строительства, характера благоустройства, так и архитектурно-пространственного его оформления.
В практике планировки городов в Союзе Большое Сталино является одним из городов, где уделено исключительное вни
мание изучению вопроса организации крупного капитального строительства на территории, поверхность которой подвержена деформации вследствие подземных выработок.

Весьма детальные технические изыскания дали возможность составить сводный план подземных выработок и этим

самым установить границы площадок, на которых возможна или совершенно недопустима организация городского строительства.
Произведенные изыскания предотвратили возможность оставления невыработанных пластов высококачественных коксующихся углей, представляющих собой чрезвычайную ценность для народного хозяйства.
В границах территории, намеченной для развития города, топография местности в сильной мере неспокойна и подчинена естественным условиям, созданным рр. Кальмиусом и Бахмуткой. Последние разделили территорию на три района: центральный (между рр. Кальмиус и Бахмутка), восточный и западный. Районы в свою очередь разделены рядом балок, оврагов, спускающихся к тальвегам речек. Указанное
* Жилфонд по г. Сталино на 1930 г. составлял 536 тыс. м2.

Панорама шахты № 10 „Комсомолец“. — Le panorama du puit № 10. „Komsomoletz“.

П. А. ГОЛОВЧЕНКО