От редакции.

Понятие культуры обычно связывается нами с процессом общественного развития в его органические эпохи. Революция, как нарушение нормального хода этого процесса, воспринимается некритическим сознанием, как нечто, почти враждебное культуре.
Но это не так. Всякая значительная революция есть, напротив, предпосылка новой культурной эпохи — так же, как разрушительный пафос революции всегда и неизбежно предва
ряет ее творчески-созидательную роль. Так было всегда, так есть сейчас.
Но если по отношению к прошлому это ясно видит каждое научно-непредвзятое сознание, то не легко и не сразу дается эта ясность, когда мы переживаем революцию не в порядке ее исторического изучения, а в процессе живого, непо
средственного и личного участия в ней. В остроте и напря
женности гражданской войны, в хаосе хозяйственной разрухи и социального разрушения мы часто не охватываем культурноисторического содержания революции во всем его объеме. А между тем многое уже бесспорно, как вполне оформившиеся культурные сдвиги, еще большее находится в процессе оформления. По мере нашего дальнейшего культурного роста в революции возможны большие, подчас неожиданные, культурнотворческие достижения.
Учесть культурный опыт революционной эпохи во всех его явлениях, осветить его со всех сторон и тем способствовать развитию и росту нового культурного сознания—такова основная задача настоящего издания. Сугубо настоятельной стано
вится она теперь, на грани перехода от гражданской войны и всепоглощавших военных задач к задачам мирного устроения разрушенной и опустошенной жизни.
В течение ряда лет мы жили физически оторванные от остального человеческого мира. Ныне близка возможность восстановления наших связей с общим культурным оборотом человечества. Тем самым открывается перспектива возможности изучения и использования того огромного культурного