селенные участки города должны быть расположены на наиболее высоких и сухих местах; низкие сырые места, овраги должны быть лишены жилых построек и целесообразнее всего их отводить под сады и парки», не всегда соблюдались несмотря на их очевидность.
Как примеры неудачной планировки городов в этом отношении могут быть: Ленинград, Астрахань и некоторые части Киева и др. городов. В результате — сырость, преждевременное разрушение зданий, наводнения, большая заболеваемость и смертность.
Особенно показательны высокая смертность и заболеваемость таких неудачно расположенных нездоровых районов города, например в Глебучевском и Белоглинском оврагах в Саратове смертность достигла невероятной цифры—217 смертей в год на 1 000 чел. В Астрахани —43,0, в то время как в Москве 25.6 на 1 000.
Большое внимание всем этим соображениям по линии водного бассейна должно быть уделено в местностях с искусственным орошением, например в условиях климата Средней Азии.
Итак, по линии водного бассейна для планировки необходимы следующие сведения:
1) гидрогеографическое описание окрестностей (близость
моря, озер, рек, болот);
2) расположение, направление течения, расход и режим - речной (или искусственной) водной системы планируемого района;
3) глубина залегания, мощность и режим 1 грунтовых вод; 4) расположение, размер и характер заболоченных мест.

B. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Положение деда по линии воздушного бассейна обстоит в больших городах особенно остро.
По подсчетам гигиенической лаборатии Парижа (д-р Катьбе) загрязнение фабричным дымом таково, что дает ежегодно вы
падение на территории города до 30.000 да серной кислоты, разрушающей стены и крыши зданий и отравляющей легкие горожан. Такое загрязнение атмосферы Парижа обусловлено
стихийным, бесплановым ростом промышленных районов с надветренной стороны. В результате коэфициент смертности от туберкулеза достигает 5,1, в то время как в Лондоне даже при большой влажности воздуха он равен только 1,9. «W. Thisticton
Dyer» вычислял, что от 50 000 да каменного, угля, сжигаемого ежедневно в Лондоне стечение зимних месяцев, отлагается еже
недельно на 1 кв. миле Лондона и его окрестностей по 6 да твердого вещества, состоящего из сажи и тяжелых углеводородов смолистого характера».
Хорошим показателем сильной задымленности воздуха промышленных районов Англии являются ее знаменитые туманы.
Ряд исследований в этой области показывает, что при наличии большой влажности воздуха (близость моря) пропорционально загрязнению атмосферы частицами дыма и пыли усиливаются и туманы. Таким образом частота и интенсивность туманов для приморских районов может служить до некоторой степени показателем чистоты атмосферы. Джибс в своей книге «Аэрозоли» в доказательство этого положения приводит между прочим один яркий пример. Во время всеобщей забастовки угле
копов в Англии в 1931 г., когда прекратилась топка печей большинства фабрик и заводов, туманы неожиданно прекратились, и воздух во время забастовки отличался небывалой прозрачностью.
C. М. Горный в своей работе «Планировка городов» (изд. ВОРС‘а, 1931 г.) приводит такой пример неудачной планиров
ки. Чернореченский химзавод и Нижегородский телефонный строили свои города-поселки. Построили и спохватились: все нужно сносить. Поселок оказался под господствующим ветром,
1 Под режимом здесь понимается изменение во времени года.
и ядовитые газы с завода прямым путем и попутным ветром идут в рабочие дома («Труд», 12/VII 1930 г.).
На какие же стороны по линии воздуха необходимо обратить внимание при планировке населенного - пункта? — Воздушную
проблему населенных пунктов можно формулировать так: «Дать во все точки города потоки достаточно чистого воздуха, движущегося, прямолинейно со скоростью не больше 4—6 м в секунду и притекающего со стороны больших зеленых площадей, расположенных в здоровых окрестностях» (Прейс).
Это так называемая «естественная вентиляция города». Для ее осуществления необходимо выполнять следующие требования:
1) по возможности умерить скорость ветра, если она более 6—7 м в секунду;
2) не допускать, чтобы планировка вызывала в тех или иных частях сильные вихревые движения воздуха; 3) устранить застой воздуха;
4) преградить доступ вредным ветрам и облегчить доступ здоровым ветрам;
5) дать свободный доступ во все точки города воздуху из лесов, с полей, лугов и прочих зеленых площадей, расположенных в здоровых окрестностях:
6) не загрязнять воздух в населенных пунктах, во-первых, отброрами промышленных районов, располагая их в достаточном удалении от жилых районов и со стороны ветров с на
именьшей повторяемостью; во-вторых, устраивая мостовые из мало пылящего материала и поддерживая их. чистоту;
7) очищать испорченный запыленный воздух, фильтруя его через зеленые насаждения целесообразным их расположением по линиям дующих ветров и изолируя промышленные районы от жилых такой зеленой защитной полосой достаточной ширины; 8) ж.-д. линия, являющаяся источником достаточно большого загрязнения атмосферы, должна быть тоже расположена с под
ветренной стороны. В случае невозможности соблюсти это усло
вие, ж.-д. линия должна также иметь защитную зеленую полосу.
Чрезвычайно важное значение приобретает соответствующая целесообразная координация, между направлением улиц и направлением преобладающих ветров также и с точки зрения:
1) военной воздушно-химической обороны населенного пункта (максимальная проветриваемость, отсутствие застоев и вредных завихрений воздуха и т.. д.). и 2) санитарной—при возникновении тех или других эпидемий.
При учете загрязнения атмосферы необходимо иметь в виду, что это загрязнение производят не только промышленные рай
оны. Проработка этого вопроса, произведенная некоторыми исследователями (напр. Джибс), показывает, что наряду с про
мышленностью часто не менее сильное загрязнение атмосферы производят также трубы жилых построек, и в общей их массе для болоших городов они могут даже соперничать с промышленными районами. Достаточно сильным источником загрязне
ния воздуха является, также пыль мостовых и автомобильные газы улиц с большим движением. Вследствие этого жилые рай
оны подветренной части города (по отношению в надветренной жилой части) находятся в менее благоприятных условиях жизни по линии воздушного бассейна, и на их естественную вен

тиляцию должно быть обращено особое внимание. На пылевое

загрязнение воздуха необходимо обратить особенно большое внимание в местностях с сухим жарким климатом и с сильно пылящей почвой, напр. в Средней Азии, где в течение несколь
ких летних месяцев обычно не бывает ни одной капли осадков.
Какие гидрометеорологические данные необходимо учитывать для соблюдения условий естественной вентиляции населенного пункта.
1) Необходимо определить направление преобладающих ветров, по возможности за наиболее длинный период наблюдений как в их суточном ходе, так и по временам года.
2) Скорость ветров (суточный ход и по временам года).
3) Необходимо выделить в особую группу так называемые силь