ные ветры (со скоростью ветра более 8 м в секунду) и определить их преобладающее направление (суточный ход и по временам года).
4) Важно знать преобладающее направление влажных и сухих ветров.
5) Преобладающее направление холодных и жарких ветров. 6) Кроме того должно быть учтено не только одно, так сказать «голое» направление ветров, но необходимо знать преобладающее направление ветров с осадками (особенно ливневого типа), а также ветры, несущие пыль и песок пустынь, например «афганец» в Средней Азии.
Необходимость определения как преобладающего направления, так и скорости ветров по временам года и в их суточном ходе обусловливается следующими соображениями.
В обычной климатической характеристике местности пользуются розой ветров, полученной из суммы всех наблюдений за данный период времени (годовая, по сезонам года, по месяцам). Ввиду специфичности вопросов здесь удобнее рассматривать ветры в их суточном ходе или в крайнем случае по отдельности для каждого срока метнаблюдений (7 часов, 13 и 21). Целе
сообразность такого метода подтверждается опытом проработки ветров для некоторых мест Средней Азии.
Для планирования производственных районов особенно важно знать преобладающее направление ветров в той части суток, когда загрязняющее действие производства на атмосферу наи
большее. Этот метод может принести существенную пользу также для тех мост, где роза ветров, полученная обычным по
рядком (т. е. из суммы всех сроков наблюдений вместе), не дает резко выраженного преобладания ветров того или иного направления, где повторяемость ветров различного направле
ния почти одинакова. То же самое необходимо сказать и о рассмотрении ветров по отдельным месяцам или сезонам года. Для планирования имеют значение не столько все ветры, сколько ветры того времени года, когда сильнее всего загряз
няется атмосфера отбросами производственных или дымом и пылью жилых районов. Очевидно дождевые периоды года в этом отношении являются наиболее безвредными.
7) Необходимо обратить внимание и на ветры более высоких слоев атмосфер (до 4 км). Для планирования они также имеют большое значение. Дело в том, что обычное измерение ветра на
метстанциях (результатами которых и пользуются в настоящее время для планирования) производится по флюгеру, расположенному чаще всего на высоте около 10 м над поверхностью земли. А так как задымляющие атмосферу части промышленных районов, т. е. фабричные и заводские трубы, возвышаются в сред
нем до 50 м (а иногда значительно выше), плюс к этому нагретые газы вместе с частицами дыма могут подняться восходящими течениями воздуха на еще большую высоту и затем уже оттуда обратно высеиваться, то очевидно при планировании необходимо учитывать направление ветра не только нижнего слоя, но и более высоких. Аэрологические наблюдения показали, что часто направление ветра постепенно меняется с высотой, что в более высоких слоях могут преобладать иные направле
ния ветра, чем в нижних и отличаться от последних иногда на 180°, т. е. иметь прямо противоположное направление.
Иногда это изменение направления с высотой настолько закономерно, что происходит как бы вращение направления с вы
сотой. В таких случаях дым фабричных труб, двигаясь внизу в одном направлении, постоянно поднимаясь, будет менять свое направление.
В результате высеивание дымовых частиц (и оседание тяжелых остывших газов и пыли) может произойти как раз в таких районах города, где их меньше всего можно было бы ожидать, если ориентироваться только по ветрам нижнего слоя воздуха,
как это обычно до сих пор делается. Джибс в своей книге «Аэрозоли» показывает, что тяжелые частицы дыма, пыли и га
зов могут подниматься восходящими токами воздуха до 1 км, а затем высеиваются обратно. Частицы же более легкие (он их называет «взвешенными») могут подниматься до 4 км и, оста
ваясь долго в атмосфере (практически они не оседают), они
сильно поглощают солнечную радиацию. Хотя вредное действие этих «взвешенных» частиц будет только косвенное, но при
планировании с ним также весьма важно считаться, так как поглощение солнечной радиации идет главным образом за счет ее биологически ценной ультрафиолотевой части спектра.
В городе необходимы не только чистый здоровый воздух, но. и здоровый (биологически активный) свет солнца.
8) Наконец необходимо принять во внимание так называемую микроанемометрическую характеристику планируемого района. Дело в том, что направление движения воздуха и его скорость, будут изменяться в зависимости как от естественного рельефа местности, так и от направления улиц, высоты и расположения построек, древонасаждения и пр. Для выяснения всех деталей микроветрового режима населенного пункта (места сильных
завихрений, места застоев воздуха, места восходящих потоков и т. д.), имеющих большое значение не только с точки зрения
санитарно-гигиенической (хорошая естественная вентиляция улиц и отдельных зданий, достаточный приток чистого воздуха полей, лесов и др. зеленых площадей), но и с точки зрении военно-химической обороны (напр. места застоя газов) необхо
димо вследствие всего этого произвести анемометрическое, а также и анемохимическое обследования планируемого района. Одновременно следовало бы произвести и измерения количества осаждающейся пыли и дымовых частиц при ветрах различных направлений и скорости. Следует отметить, что условия специфичности городской планировки в противовоздушно
химическом отношении в большей части и почти полностью
совпадают с требованиями санитарно-гигиенического порядка, Вопросы здоровья населения и охрана жизни населения разрешаются осуществлением почти одних и тех же мероприятий при планировании городского строительства.
Таким образом, для характеристики ветрового бассейна планируемого населенного пункта необходимы следующие анемометрические данные по возможности за наибольшее часло лет.
1. Розы повторяемости направления и средней скорости (отдельно для каждого срока наблюдения или еще лучше в их суточном ходе) по месяцам года и за весь год для следующих петров нижнего слоя атмосферы: а) для всех ветров, б) для сильных ветров, более 8 м в секунду, в) для влажных и су
хих, г) для холодных и жарких, д) для ветров с осадками (а также с пылью и песком пустынь).
2. Розы ветров повторяемости направления и средней скорости для более высоких слоев атмосферы (по отдельным ярусам до 4 км) по месяцам года и за весь год.
3. Микроанемометрическое и анемохимическое обследования планируемого района (в последнее входит и запыленность).

Г. ИНСОЛЯЦИЯ И ГЕЛИОТЕРМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

«Борьба за пространство и свет наблюдается даже у растений» (Ф р. Энгельс, «Антидюринг»).
«Вопрос о необходимости прямого солнечного света не нуждается, казалось бы, в особенной защите. Тем не менее об этом приходится говорить, так как даже сейчас в ряде проектиро
вок (напр. по Сталинграду) наши проектировки лишают ряд жилых помещений солнечного света, осмеливаясь в то же время называть эти проекты социалистическими» (Н. Милютин — «Соцгород»).
Города социализма должны быть городами здоровья.
Основы здоровья—чистый воздух и здоровый солнечный свет. Больше чистого воздуха и солнечного света в городах социа
лизма—таково должно быть основное требование к нашим планировщикам-архнтекторам, строителям нового социалистического быта.
Даже прекрасное, здоровое по своим конструктивным формам жилище будет являться антигигиеничным при неправильном расположении его относительно солнечного освещения и прогрева.
В последнее время на это обстоятельство обращено особое