организации. Журнал кроме того будет стремиться привлечь к своей работе те группы научных или практических работников, которые прямо или косвенно сзязаны с работой архитекторов (врачей, экономистов, технологов, гидрометеорологов и др.).
Придавая огромное значение подготовке пролетарских кадров в архитектуре, журнал считает необходимым всемерное привлечение к участию в журнале, архитектурных втузов СССР, всесторонне освещая их работу и оказывая им помощь в деле выковывания пролетарских, архитекторов.
Организуя ряды советских специалистов строительства, журнал в то же время считает своей задачей продвижение достижений советской архитектурной теории и практики в массы пролетарской общественности, втягивая их в активное участие в разработке вопросов советской архитектуры и создавая тем самым единство силы специалистов и рабочего класса в процессе социалистической
стройки. Выдвигая эти задачи, журнал «Советская архитектура» призывает архитектурную общественность, учащихся архитектурных втузов и всех интересующихся вопросами архитектуры и связанных со строительством товарищей к активному участию в журнале.

основные вопросы

жилищно-бытового

строительства

СССР

Ниже мы помещаем разработанные Секцией соцрасселения и жилищно-бытового строительства Института экономики Комакадемии нормы проектирования жилых зданий и их комплексов.
Крупное политическое и народнохозяйственное значение этих норм, по-новому ставящих все дело жилищного строительства, делает необходимым пред
послать им несколько пояснений общего порядка, выясняющих основные установки, легшие в основу предлагаемых нами норм.
Чтобы избежать той бесконечной, путаницы и прожектерства, которые мы наблюдаем сейчас в воп
росах организации жилья, прежде всего дадим хотя бы самый краткий анализ тех процессов, которые будут протекать в жилой зоне новых городов.
Какие же это процессы?—Труд, а также учоба, культпросветработа и т. д. будут протекать в основном в производственных (промышленной и сель
скохозяйственной) зонах и частично в зеленой зоне (клубы, распределители, управление). Таким образом в жилой зоне в основном будут протекать бытовые процессы.
В области бытовых отношений в настоящее время мы имеем налицо в основном формы семейного быта. Однако семейный быт переживает, так ска
зать, жестокий кризис. Семья как производственно-потребительская единица быстро исче
зает. В городе такая форма семейной организации сохранилась как исключительно редкое явление и то лишь среди некооперированных кустарей и тор
говцев. В деревне этот процесс уже тоже начинает протекать, хотя более замедленно. Поскольку настоя
щая работа в основном касается вопросов города, мы не будем останавливаться на вопросах села.
Таким образом городская семья и уж во всяком случае семья рабочего и служащего существует в данное время лишь как чисто бытовое, потребительское, а не хозяйственно-производственное соединение.
Однако необходимо иметь в виду, что и семья го
родского жителя в современной ее форме потребительско-бытового соединения переживает процесс дальнейшей трансформации. В капиталистически странах, как это было еще отмечено К. Марксом, условия эксплоатации рабочих масс обрекают значительную их часть на бессемейность. В советских условиях картина резко иная. Значительное по
вышение жизненного уровня рабочих и развитие
обобществленных форм обслуживания бытовых нужд трудящихся (общественное питание, ясли, детские сады, клубы и т. д.) постепенно уничтожают значение семьи как хозяйственного соединения. Этот про
цесс неизбежно приведет в конечном счете к полной переделке семейных форм общежития.
Задача раскрепощения женщины от мелкого домашнего хозяйства и вовлечения ее в производ
ство заставляет нас поставить вопрос о всемерном
содействии этому процессу. Всякое сопротивлений этому и искусственное задерживание старых семейных форм домашнего хозяйства не может трактоваться нами иначе как отражение «сопротивле
ния основных элементов отживающих классов(И. Сталин), как проведение правого уклона на практике.
Однако следует иметь в виду, что всякие «левыепрожекторства и заскакивания в этом деле, неучет реальных возможностей и наличной материальной базы (ясли, детсады, общественное питание и т. д.) могут лишь дискредитировать идею создания нового социалистического быта.
Вот почему нашей задачей является непримиримая борьба на два фронта и в этом деле.
Нашей задачей должно быть создание всех необходимых элементарных усло
вий для обобществления обслуживания бытовых нужд населения и в первую оче
редь рабочих масс. В новом строительстве эта задача должна быть руководящей. Но вместе с тем новое строительство ни в коем случае не должно
игнорировать и факта существования семьи как привычного еще бытового соединения людей.
Это ставит перед нами ряд трудностей при решении вопроса о типе современного советского жилищного строительства. Однако эти трудности не так уж велики, чтобы перед ними опускать руки и сбиваться поэтому только на строительство семейных квартир с индивидуальными кухнями и т. п., как это делает большинство наших строителей из старых ар
хитекторов и прочих «эклектиков» и «идеалистовс вредительским нутром.
Нужно иметь в виду, что семейная квартира — основа чуждой социалистическому общежитию фор