арктические

ЭКСПЕДИИ 1934г. и

„СКВОЗНЫЕ ПОХОДЫ”

при

советской власти

На карте даны схемы всех „сквозных походов , совершенных за Советский период, полярных плаваний в 1934 г. и существовавших в указан
ном году в Арктике полярных станций, портов, угольных баз, промышленных предприятий, совхозов и культбаз, являющихся яркими показате
лями работы и успехов Советской власти в деле освоения Арктики.
Ничто так ярко не показывает успехов навигационного освоения полярных морей, как количество судов, которые обогнули в 1934 г. мыс Челюскин; их было шестнадцать (за всю досоветскую эпоху всего семь).
Из экспедиционных плаваний особо следует отметить удачный поход ледокола „Красин для смены зимовщиков о. Врангеля, подойти к которому из-за ледовых условий не удавалось в тече
ние пяти лет ни одному судну. Впервые в 1934 г. получило широкое развитие каботажное плавание в море Лаптевых, в котором приняли участие теплоход „Первая Пятилетка и шхуны „Челюскин , „Лаптев , „Рончищев и „Темп .
Особо важное значение в борьбе за освоение северо-восточного прохода имеет организация сети морских полярных станций, которых к концу 1934 г. было уже 38; на некоторых из них бы
ли оборудованы авиобазы для круглогодового наблюдения за передвижкой льдов.
С развитием морского транспорта связано создание и развитие Игарского и Усть-ленского (Тикси) портов и угольных баз на о. Диксон и в б. Провидения.
Успехи хозяйственного освоения Арктики нашли наиболее яркое проявление в развитии города Игарка с его портом, электростанцией мощно
стью свыше 1 тыс. квт, 9-рамным лесокомбинатом, кирпичным заводом, школами, газетой, кино, клубом и другими культурными учреждениями. Осно
ванный в 1929 г. на совершенно голом месте, он в 1934 г. представлял собой индустриальный центр с 15-тысячным населением и имел почти круглый год авиосвязь с Красноярском. Кроме Игарки кирпичные заводы - эти первые спутники инду

стриальных процессов - построены в Обдорске и Самарове (на Оби).

Особый интерес представляет строительство мощного комбината по добыче цветных метал
лов - Норилскстрой, которое находилось в 1934 г. в самой первоначальной стадии работ.
С развитием рыбных промыслов появились на Севере и мощные консервные заводы. На Оби
построены новые заводы в Н. Порту, Обдорске, Самарове и реконструирован Пангинский завод. На Енисее построен новый завод в Усть-енисейском порту. У Анадырского лимана построен Анадырский консервный завод.
Те огромные сдвиги, которые происходили в сельском хозяйстве всей страны, нашли свое отра
жение и в Арктике: на крайнем Севере созданы оленеводческие и овощно-молочные совхозы.
На карте показаны организованные в Арктической зоне Комитетом Севера при ВЦИК комплекс
ные культурные базы, в состав которых входят ветеринарно-зоотехнические и медицинские пункты, школы с интернатами, кооперативы, красные чумы, показательные мастерские, радиостанции и т. п.
Огромная работа Советского правительства по освоению безграничных пространств крайнего севера органически связана с заботой о хозяйственном и культурном возрождении народов, жи
вущих в этих районах. Беспощадно эксплоатировавшиеся и вымиравшие при царизме, малые народы северных окраин при Советской власти, в единой семье великого Советского союза, быстрыми шагами идут к счастливой и радостной жизни