ПРЕДИСЛОВИЕ

10 июля 1935 г., по инициативе товарища Сталина, было принято историческое постановление Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Коми
тета ВКП(б) о генеральной реконструкции города Москвы. Все советские патриоты с восхищением и гордостью следят за выполнением этого постановления, за гигант
ской перестройкой столицы нашей социалистической родины. Это и понятно. Москва — сердце могущественной пролетарской державы, ее политический, хозяйственный и культурный центр.
Старая, дореволюционная Москва была оплотом капиталистического угнетения и произвола, городом купцов, фабрикантов, чиновников. Роскошные особняки богачей и жалкие лачуги рабочих, грязные, кривые и темные улицы, тупики, сорок-сороков церквей и бес
численное множество кабаков, водоснабжение и канализация в центре города и страшно запущенные антисанитарные окраины — таков был облик старой капиталистической Москвы.
По-большевистски перестроить, перепланировать столицу, сделать советскую Москву — великий город социалистического государства — самым лучшим, самым культурным, самым благоустроенным и красивым горо
дом в мире, достойным социалистической эпохи — такова задача.
Опираясь на гигантские победы сталинской индустриализации и коллективизации страны, партия и правительство смогли приступить к практическому разрешению этой боевой задачи.
Под руководством товарища Сталина, при участии Лазаря Моисеевича Кагановича, был разработан генеральный план реконструкции Москвы.
Московские большевики, партийные и непартийные, вот уже три года упорно, настойчиво работают над выполнением этого плана перестройки любимого города.
За эти годы достигнуты немалые успехи. Гордость Москвы — чудесный метрополитен им. Л. М. Кагановича продолжает расти. В 1938 году пущены в эксплоатацию Покровский и Горьковский радиусы второй очереди метрополитена.
Совершенно преобразились Московские площади. Широкими магистралями стали Садовое кольцо, 1-я Ме
щанская. Изменились Ленинградское и Можайское шоссе,
расширилась центральная магистраль столицы — улица Горького, от Охотного ряда до Советской площади.
Красивыми и величественными выглядят новые московские мосты и гранитные набережные.
За первый год эксплоатации по замечательному каналу Москва-Волга проехало свыше 1.200.000 человек. Благодаря каналу к концу 1938 года подача воды дойдет до 65 миллионов ведер в сутки. На каждого жителя придется 221 литр. Уже сейчас жители Москвы потребляют воды больше, чем жители Берлина, Лондона и Вены.
Ни один строй, кроме советского, не знал такого грандиозного размаха жилищного строительства. В 1936 году в Москве заселено 184.000 кв. метров жилой площади в новых домах, в 1937 году заселено свыше 187 тысяч квадратных метров. В течение десятилетия с 1935 по 1945 гг., в Москве будет построено около 2.500 домов
с общей площадью 15 миллионов кв. метров. Троцкистскобухаринские наймиты фашизма, засевшие в некоторых строительных организациях и в ряде управлений Мос
совета, тормозили жилищное строительство, пытались сорвать выполнение программы реконструкции Москвы.
Славная советская разведка разоблачила гнуснейших изменников и нанесла им сокрушительный удар.
Столица имеет все виды современного городского транспорта: лучшее в мире метро, автобусы, троллей
бусы, таксомоторы и трамвай. Из года в год растет количество перевозимых пассажиров: в 1937 г. городским транспортом было перевезено 2.207 миллионов, в 1938 г. намечено перевезти 2.505 миллионов пассажиров.
С каждым годом столица обогащается новыми вузами, школами, музеями, научно-исследовательскими институтами, библиотеками, театрами, кино и т. д.
В знаменательных фактах и цифрах ярко отражается небывалый расцвет столицы социалистического госу
дарства, видна сталинская забота о строителях нового общества.
Цель альбома ,,Москва реконструируется наглядно проиллюстрировать методом изобразительной статистики
историческое постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. о генеральном плане реконструкции Москвы и показать реконструкцию Москвы в действии.
Основное текстовое содержание альбома — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б). Это постановление приводится в альбоме отдельными выдержками красным шрифтом без ссылки на источник. Содержание постано
вления показывается с помощью различных изобрази
тельных материалов, преподносимых в определенных
сочетаниях с фотографиями: всякая схема, план, карта, диаграмма и т. п. являются известным обобщением, поэтому эти материалы комбинировались с фото и рисун
ками так, чтобы читатель мог легко увязать обобщение с конкретными фактами.
Читатель видит на плане расширение улиц и площадей в виде условных полос красного цвета. Помещенная здесь же серия фотографий одной улицы, после
довательно показывающая изменения, происходящие на ней в процессе реконструкции, помогает читателю представить, каким образом изменятся и все другие улицы и площади, отмеченные в плане.
Рядом помещены диаграммы сравнительной ширины улиц до и после реконструкции, дающие представление о значении расширения улиц для городского транспорта.
Специальные изобразительные приемы, использованные при составлении таблиц, должны облегчить чтение всякого рода планов, топосхем и карт. Так, в плане Москва XVII века, показывающем, как дороги, ведущие в город, образуют радиальные улицы, городские стены нарисованы не условно, а картинно, так что они сразу
узнаются. Благодаря этому наследующем плане (XVIII в.) видно, что городская стена срыта и на ее месте образовалась кольцевая магистраль. Для большей выразитель
ности на картах Москва — порт пяти морей и канала Москва — Волга реконструируемые речные пути и сооружения на них даны вне масштаба (увеличенными).
В целях наибольшей наглядности в альбоме часто применяется прием противопоставления (реконструкция жилого квартала и др.) и метод наложения нового плана на старый (планировка старого квартала, схема пробивки новых и реконструкция старых магистралей). В таблице „Исторические границы Москвы применен прием, заключающийся в том, что различные стадии развития во вре
мени показываются различной интенсивностью одного и того же цвета: самая отдаленная во времени стадия дается наиболее темным тоном и последовательно осветляются до светло-желтого для показа территории, запроектированной по генеральному плану реконструкции.
Реализация грандиозного сталинского плана реконструкции пролетарской столицы для своего отображения потребует многих изданий. Наш альбом мог ставить себе только ограниченные задачи — помочь изобразительными средствами уяснению исторического постановления и отобразить начальный, сравнительно небольшой период его выполнения.