С. Мокульский




МАЯКОВСКИЙ - ДРАМАТУРГ


22 ноября 1920 года в Москве, в театре РСФСР, на диспуте по поводу поставлен
ной В. Е. Мейерхольдом пьесы Верхарна „Зори , Владимир Маяковский, выступая с горячей защитой спектакля, сказал меж
ду прочим следующие знаменательные слова: „Театр РСФСР вступил на исклю
чительно правильный путь. Он понимает, что вне современности театр существо
вать не может. Это не значит, что мы должны выкликивать с этих театральных подмостков какие-то лозунги, но чтобы все, что делается в этом театре, было бы родное нам. Нет такой пьесы, которая
не становилась бы для вас старой через неделю-две... Ломать, революционизировать все, что есть ветхого, старого в театре - наш долг...
Эта цитата многое объясняет нам в личном отношении покойного поэта к театру. Она может быть поставлена эпиграфом ко всем его драматическим про
изведениям. Она же дает ответ на вопрос, почему Маяковский стал драматургом. Вот именно потому, что театр „вне совре
менности существовать не может , что по самой природе своей театральный спектакль рассчитан на массовое восприя
тие в момент его создания, что для театра агитация непосредственное обращение к потребителю, активное руководство его воззрениями является вполне естественным и сравнительно легко осуществимым. Поэт-агитатор, публицист и трибун, Маяковский должен был стать театральным поэтом. И он им действительно стал.
Отношения Маяковского к театру гораздо более давние, чем может показаться зрителю или читателю „Клопа и „Ба
ни . Уже в самый ранний период своего творчества, за четыре года до революции, 19 летний Маяковский дебютирует в ка
честве драматурга. В начале декабря 1913 г., в помещении б. театра Коммиссаржевской, имевшего прочную репутацию цитадели театрального новаторства, со
стоялись пять гастролей театра, громко именовавшего себя: „Первый в мире фу
туристов театр . Для открытия спектакля была поставлена двухактная „трагедия юного Маяковского, которая называлась просто - „Владимир Маяковский . Маяков
ский, носивший тогда еще желтую кофту,
объединял в своем лице одновременно автора, режиссера и первого актера спек
такля, играя в своей пьесе... самого себя. Этот эгоцентризм, характерный для всего раннего периода творчества Маяковского, имел чистый анархо-индивидуалистиче
ский отпечаток. Ставя задачей изобразить переполох, произведенный в буржуазном мире появлением футуристов, пьеса была задумана как откровенная „пощечина об
щественному вкусу . Обильно уснащен
ная всякого рода озорством, обычно пускавшимся в ход футуристской богемой, чтобы вернее эпатировать и раздразнить мещанина, она не заключала в себе в сущ
ности никакого действия, и „трагедией могла быть названа разве что в насмешку над жанрами старого театра. Совер
шенно естественно, что спектакль вызвал грандиозный скандал. Публика свистала, шумела, кричала: „Маяковский идиот, ду
рак, сумасшедший!.. Держи его, отдайте деньги, мошенники!.. Поэт не оставался в долгу и выразительно парировал со сце
ны: „Сами дураки!.. Однако при всех вывертах и нарочитом эпатаже в пьесе был намечен ряд приемов, плодотворных для творчества Маяковского вообще и для еге драматургии в частности. Это - своеобразный урбанизм, плакатность и - не
гедия „Владимир Маяковский осталась стоять особняком в раннем периоде дея
тельности поэта. Других попыток писать для театра Маяковский до 1918 года не делал. Зато в своих стихах, а также в своеобразной манере их авторской чит
ки (читки, глубоко примечательной и заслуживающей пристального анализа) Ма
яковский намечал приемы плакатного, митингового стиля, впоследствии использованные передовым профтеатром революционного времени - театром Мейерхольда, с которым связана вся дальнейшая деятельность Маяковского как драматурга.
Драматургом Маяковского сделала революция. В театр он пришел совершенно закономерно, как к более широкому, интенсивному способу агитации, чем эстрада всяких Политехнических музеев и дру
гих аналогичных учреждений, в которых ему приходилось читать свои стихи. К первой же Октябрьской годовщине Мая
ковский сочиняет „Мистерию - Буфф - „героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским . Это первая худо
жественная агитка в нашей драматической литературе. Великолепными, плакатно
броскими стихами она развертывает тему о мировой революции, облеченную в фор
му иронически трактованной библейской легенды о потопе, со всеми аксессуарами средневековой мистерии: адом и раем, чертями и ангелами. Попутно затраги
ваются все основные для революционной эпохи вопросы: о классовой борьбе, эксплоатации, интернациональной солидарности пролетариев в революционной борь
бе и буржуазии - в подавлении революции, о роли интеллигенции и духовенства, о монархии и буржуазной республике. В формальном отношении в пьесе заметна ориен
тация на приемы старого „народного театра, балагана, лубка, - приемы, к ко
торым Маяковский любит прибегать, как к противоядию против пресного психологического натурализма буржуазно-интел
лигентского театра с его „дядями Ванями и тетями Манями . Сходство театральнообщественной позиции привело Маяков
ского к сотрудничеству с Мейерхольдом, который дважды ставил „Мистерию-Буфф в Петрограде в 1918 г. (в Большом зале Консерватории и в Народном доме) и в Москве в 1921 г. (в театре РСФСР 1). В первой из этих постановок Маяковский выступил в качестве актера, исполняя роль „человека просто , а также руководил всей постановочной работой в части словеснодекламационной.
Протекшие между обеими постановками „Мистерии-Буфф три года, в тече
ние которых Маяковский окончательно осознал себя как поэта-агитатора, сочи
нявшего для РОСТА свои знаменитые агит-плакаты, отразились также и на его драматургической работе. После того как задуманный им еще в 1918 году интерес
ный проект „Летучего театра , пропагандирующего в рабочих районах револю
ционный репертуар и революционные
формы сценического искусства, остался неосуществленным, Маяковский сочиняет в 1919 - 21 гг. в Москве ряд агит-пьесок и эстрадных номеров для различных театров малых жанров („Всем Титам и Власам , „А что если , „Про попов , заду
мывает (для предполагавшейся и неосу
ществленной в театре РСФСР 1 постановки „Гамлета ) переработку сцены с мо
гильщиками в плане современной полит-клоунады. Для второй постановки
Сцена в зоосаде. - Клоп в постановке филиала Больш. драмат. театра
„Клоп в постановке филиала Большого драм, театра (Ленинград)
сколько еще примитивное и анархическое - бунтарство, призыв к расправе с хозяевами жизни:
Ищите жирных в домах-скорлупах И в бубен брюха веселье бейте.
В силу объективных причин (место, отводимое театру в условиях буржуазного строя) отдельные плодотворные замыслы, заложенные в этом первом театральном опыте Маяковского, не могли быть развиты в дореволюционную эпоху. И тра