„Мистерии-Буфф он сильно перерабатывает пьесу под углом максимального на
сыщения ее злободневным элементом и придания ей характера политического обозрения, для которого Мейерхольд нашел адэкватную форму сценического ис
толкования, построенного на принципах того же площадного театра, казавшегося тогда единственным правильным путем к созданию политического спектакля.
После второй редакции „Мистерии- Буфф Маяковский замолкает как дра
матург на целых восемь лет. Это молча
ние кажется необъяснимым, если учесть горячую любовь Маяковского к театру и его все возроставшую зрелость как рево
люционного поэта-агитатора. Объяснение можно искать кажется в общем положении нашего театра этих лет с характерными для него блужданиями в области репертуара, перешедшего от агитки эпохи воен
ного коммунизма к бытовой драме, которая часто ориентировалась на опыт буржуазно - реалистического театра. Сознавая, что „Мистерия- Буфф - пройденный этап, что необходима разработка современ
ной тематики, Маяковский не мог принять лозунга „Назад к на
турализму , будь то натурализм в стиле МХТ и МГСПС. „Разговорная
пьеса была глубоко чужда поэту, видевшему „суть своей театраль
ной работы в попытке „сделать подмостки трибуной . И совершенно понятно потому, что Мая
ковский вернулся к театру в тот момент, когда пролетарская революция вступила в реконструктив
ный период, выдвинув снова ряд боевых задач, не менее сложных и ответственных, чем в годы гражданской войны. На этом рекон
структивном этапе наш театр снова увидел в своих стенах Мая
ковского, попрежнему - агитатора, сатирика, публициста. И снова его деятельность оказалась связанной с Мейерхольдом, который после ряда лет блужданий и заигрываний с классикой, вернулся к разработке
революционного, политического репертуара.
Последние два сезона дали две значительнейшие пьесы Маяков
кого - „Клопа и „Баню , которые, при всех своих недочетах, явились весьма крупным вкладом в советскую драма
тургию. В обеих пьесах мы имеем ярко
выраженную сатирическую установку. Жало своей сатиры Маяковский направ
ляет против обывательщины, мещанства,
захлестывающего советский быт, против приспособленчества, подхалимажа, бю
рократизма, косности и тупости во всех их видах и проявлениях как в частной жизни, так и в общественной работе, а также в поэзии, театре, в идеологии вообще.
Смех Маяковского - острый, резкий, политический смех, заостряющий вопрос, вскрывающий классово-враждебные корни самых на первый взгляд безобидных вещей.
Соответственно общему характеру подобной установки персонажи его пьес лишены индивидуально - психологических характеристик.
Они подаются в обобщенном схематическом виде, принимая обличие социальных масок. Здесь можно усмотреть несомнен
ное влияние той же техники „народного театра и в частности самодеятельного рабочего театра первых лет революции, склонного оперировать подобными маска
ми (генерал, поп, соглашатель, рабочий и др.).
Очень характерным для всех пьес Маяковского приемом является введение фантастики, которая подается в „Клопе и „Бане в примерно одинаковой функ
ции: заглядывания в будущее с целью противопоставления его настоящему. Правда, трактовка этого будущего - грядущего социалистического строя - обна
руживает несомненную связь с буржуазноутопическими воззрениями (подчерки
ваются бесстрастность, механизация и утилитаризм, якобы характерные для социалистического общества). Но самая по
становка этой проблемы в театре нова, оригинальна и плодотворна в смысле ухода от камерного стиля и бытовизма,
Сцена с Победоносиковым. - „Баня в постановке филиала Большого драм. театра
захлестывающего даже передовые советские театры.
Другим ценным свойством пьес Маяковского является их предельновырази
тельный язык, ярко противопоставляющийся тусклому, шаблонно - газетному языку большинства советских драматургов.
Исполнение пьес Маяковского требует от актеров сугубого внимания к слову, высокой речевой культуры, которая в на
шем театре сильно отстает от культуры тела и движения.
Непривычность драматургической концепции Маяковского и его языка явилась
причиной того, что пьесы Маяковского сравнительно мало доходили до зрителя.
Это относится в особенности к „Бане , которую некоторые критики провозгласили на этом основании пьесой „не театраль
ной . Недоразумение заключается в том, что привычным, унаследованным от системы буржуазного разговорно-психологического театра приемам придается нормативное зна
чение, и все, что от этих приемов отклоняется, объявляется неудовлетворяющим „законом театра .
Дело очевидно в другом: Маяковский - подлинный драматург
новатор, создатель особой системы драматургических приемов, закономерно связанных с социально
идеологической установкой его творчества.
Овладение этой системой требует определенных навыков, связанных опять-таки с перестройкой актер
ской психологии и актерского мировоззрения в целом.
Пьесы Маяковского - чуть ли не единственный у нас образчик по
следовательно публицистической, сатирической комедии, метод ко
торой на данном этапе нашего политического и культурного строительства следует признать актуальным и плодотворным.
Как ни мало в количественном отношении Маяковский написал для театра, значение его драма
тургии для советской театральной культуры огромно.
Тяжела утрата его для советского театра.
Тяжело сознание, что бессмысленная, непоправимая ошибка отняла у нас не только гениального поэта, но и большого, своеобразного драматургапублициста.
Сцена в приемной бюрократа. - „Баня в постановке филиала Большого
драматического театра