лионов тонн никому раньше ненужных, выкидывавшихся за борт отбросов, эта задача - всесоюзного масштаба. Так она и расценена.
В Мурманске рыбью кожу уже солят, укладывают свертками в бочки и тран
спортируют в Ленинград. Сто тысяч штук сырой рыбьей кожи лежит на складе „Коминтерна . Эти сто тысяч должны быть переработаны в течение еще треть
его квартала нынешнего года. А к концу пятилетки ежегодное производство рыбьей
кожи рассчитано ни много ни мало - на 5 милл. штук. Завод „Коминтерн ,
только недавно увеличенный и переоборудованный, занявший сейчас по размаху своего производства первое место в Европе, вновь будет расширяться. Начинается постройка третьего корпуса, спе
циально предназначаемого для обработки рыбьей кожи. Около 1 милл. рублей уже отпущено на работы по новой постройке.
Вот вам и рыбья кожа, - рыбий мех.
Поговорка - „Пальто на рыбьем меху все равно, что подбитое ветром, - теряет свой смысл. Рыбий мех становится, благодаря блестящей победе советской тех
ники, новым резервом для развертывания кожевенной промышленности, для увели
чения кожевенной продукции, а значит и ее удешевления. Удешевление же это - победа в борьбе за повышение реальной зарплаты рабочего.
Так, рука об руку на советском заводе идут углубленная производственная работа и горячее участие в политической жизни страны. В этой связи производства и рабочей сознательности - залог дальнейших успехов.
Рыбья кожа на сушильном станке

Тур

ВЕСНА В КРОНШТАДТЕ

Благородный биограф моря Пьер Лоти сказал о предмете своих писаний: „вели
кое однообразие моря . Но подобно тому, как в белом цвете заключены все цвета спектра, так и в этом кажущемся одно
образии водной стихии скрыты тысячи разнообразных оттенков. Между матери
ком и островом Котлин, между Ленинградом и Кронштадтом курсирует ма
ленький колесный пароход „Петер Аммерман“. Мы идем на этой помеси рефри
жератора с пакетботом, напоминающим
собой один из тех окских или камских „экспрессов , которые вероятно являются ровесниками Фультона. Море носит отте
нок ранней весны. Первый дождь воткнул миллионы пляшущих иголок в так называемую водную гладь. Дует тот особен
ный балтийский ветерок, который сулит на завтра штормовые сигналы в портах и хронику весенних аварий в вечерних газетах континента. Взъерошенное серое море похоже на огромного, лохматого сен-бернара.
Кронштадт чернеет мокрыми, блестящими как антрацит стволами редких деревьев своего чахлого прибрежного буль
вара. Да, в Кронштадте весна, очевидная весна... Туманы, солнышко, грязца, низкостелющийся дым посыльных судов, поднятые воротники штатских, серое уголь
ное месиво под ногами. Однообразные лапидарные памятники скучным адмира
лам блестят от влаги, как бы обтянутые клеенкой. В шляпе Петра гниет лиловая стоячая водица, влитая туда дождем. Голые полированные коричневые клены стоят как виолончели.
Основной стиль Кронштадта, как и всей Балтики, - военный стиль. Порты и верфи окружили море, начиная от древних фортов Петра Первого и кончая оперативными базами в Карлскроне и Стокгольме. Здесь прошли племена в поисках счастья. Здесь дремлют среди водорослей барки скандинавов, лодки норманнов, триремы неизвестных завоевателей, подводные лодки и крейсера британцев. Где-то здесь неподалеку маневри
ровали и сражались величайшие флоты мира. Каждый камень берега говорит больше, чем страницы батальной исто
рии. Интервенция, кронштадтский мятеж, великий ледовой поход в 1918 году, гибель „Славы , „Памяти Азова и „Громовой . Еще недавно здесь были сплошные минные поля, оставшиеся после ми
ровой войны и интервенции. В начале новой экономической политики Внешторг протралил все эти пути. Караваны траль
щиков изрыли вдоль и поперек дороги Финского залива. Их змейковые тралы натыкались на целые флотилии погибших судов и на десятки мин. Еще позапрошлой весной немецкий торговый
транспорт, шедший из Финляндии в Эмден, наткнулся в Балтике на мину. Транспорт был со скотом, он вез племенной скот. Мгновенный взрыв уничто
жил неудачливого „купца . После этого много недель кораблям встречались в море куски мяса, бычьи туши, рога, бедра и свиные головы. Во время маневров прошлого года линкор „Октябрьская революция встретил около Шепелевского маяка плавающую мину. Артилле
ристы расстреляли ее из орудий. Это поздние следы недавних войн и сражений.
Весенний быт кораблей полон важной озабоченности. Флоты соревнуются между собой, Балтика и Черноморье
стремятся усовершенствовать свою выучку и дисциплину в порядке социали
стического соревнования. Состязаются между собой и отдельные корабли. Ре
зультаты соцсоревнования дают себя знать. Сбор по боевой тревоге ускорился примерно в два раза. Разводка котлов убыстрилась в три раза. Повара линейных кораблей вызывают поваров мино
носцев на соревнование по изготовлению более вкусных щей с наименьшим количеством костей. Соцсоревнование и удар
ничество развили и усовершенствовали целый ряд боевых качеств Рабоче-кре
стьянского краснознаменного Балтийскогофлота.
На-ряду с овладеванием высотами военного искусства, краснофлотцы живут интенсивной общественной жизнью. Мо
ряки „Авроры организовали колхоз
в подшефной деревне Климотино. Попочину „Авроры в этой деревне соз
дано машинное товарищество, при чем значительная часть машин куплена на
деньги, собранные авроровцами. Морские стрелки 1-й роты распахали безлошадным крестьянам дер. Верхние Броны озимую
площадь и запахали ленинскую полоску комсомольской ячейки дер. Нижние Броны. „Аврора , которая параболой своего первого Октябрьского снаряда на
чертила генеральную линию военного осуществления пролетарской диктатуры, продолжает чертить вместе со всей стра
ной генеральную линию пролетариата в деревне. В колхозе с названием „Ав
рора - символ боевой романтики наших „мирных дней.
В порядке самокритики необходимо заметить, что Ленинград чрезвычайно плохо обслуживает кронштадтскую „провинцию культурными силами. Третье
сортная эстрадная заваль, приевшаяся в Ленинграде, неизменно транспортируется на остров Котлин. В кинемато
графе с романтическим названием „Па
мяти трех эсминцев выступает дотошная дивертисментная певица, беззубый „ав
тор-юморист и старомодный кудесник, вынимающий индюков и голубей из шапо-кляка. Зенитчики и электрики, ма
шинисты и береговые стрелки требуют в библиотеках Шекспира и Уайльда. Кстати по инициативе краснофлотцев переделывается под клуб знаменитый кронштадтский собор, настоятелем которого был прославленный Иоанн кронштадтский.
Дым кораблей низко стелется на рейде. Отлакированная туманами и дождем на
бережная, у которой качаются катера, напоминает автомобильный трэк. На
ступает вечер. Огни кораблей горят на горизонтах, как тихие ночники в детской мира. Вдалеке мерещатся угрюмые бе
рега Балтики, ледники Скандинавского хребта, огромные угольные плато, воен
ные верфи Круппа, минно-торпедные депо, скалистые террасы, оперативные морские базы и шумные урбанистические города Европы. По слову поэта „Мир огромен и в нем страна - такая как наша только одна . Империалистические кон
дотьеры с газовыми баллонами в руках сквозь призматические бинокли глядят на наш берег, выжидая удобного мо
мента. Советские военные корабли серой дымной фалангой стоят у кронштадтской рогатки, на форпостах единственной в мире страны, готовые по первому сиг
налу развести пары, чтобы отразить лю
бое нападение со стороны Финского залива. - северного пролога к Балтике.
Промывка и размочка рыбьей кожи
в барабане с хлорной водой