ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ДЕСЯТИДНЕВНИК ЛИТЕРАТУРЫ, КРИТИКИ, ПУБЛИЦИСТИКИ
ЛЕНИНГРАД, Фонтанка, 57. Телефон 79-33.

5 мая

1930

Стройка

СОДЕРЖАНИЕ: А. Гарри - Гора родила войну; А. Горелов - Владимир Маяковский; Зел. Штейнман - О некоторых скорбящих...; А. Решето. У гроба; А. Ростовцев - В. В. Маяковский как художник; В. Люце - Маяковский и театр; С. Мокульский-Маяковский - драматург; Л. Никулин - Пари в фактах и цифрах; В. Седов - На рыбьем меху; Тур - Весна в Кронштадте; Н. Лернер - По следам Пушкина; Ю- Берзин - Портрет Исаака Иткинда; На
обложке журнала - В. В. Маяковский. Дуплекс-автотипия работы-Баранова.

А. Гарри

ГОРА РОДИЛА ВОЙНУ

Господин Роман Дмовский попал в число разоблачителей антисоветской кампании по чистой случайности - как муха в янтарный мундштук. Вряд ли кому-нибудь может притти в голову, что г. Дмовский является другом и защитником ра
бочих и крестьян Советского Союза. Если бы действительно разгорелась война, механику подготовки которой Дмовский сейчас разоблачает, то нам еще неизвестно, какое место зани
мал бы он в рядах наступающих на СССР войск польского империализма. Может быть г. Дмовский нес бы знамя, а может быть даже стрелял бы он из пушек.
Лидер обанкротившейся польской национал-демократии в своей игре против диктатуры пилсудчиков пытается спеку
лировать на опасности войны. Субъективно роль Дмовского и даже его разоблачения вряд ли носят характер международной общественной значимости, однако объективно содержание всех пяти статей Дмовского имеет конечно решающее политическое значение.
Отпор антисоветской кампании был дан не только рабочими массами капиталистических государств, не только друзьями СССР, среди передовых слоев культурной интеллигенции, но и врагами Советского Союза, которые по внутриполитическим
или тактическим соображениям находили, что в данный момент решение вопроса о взаимоотношениях двух лагерей по обе стороны баррикады при помощи вооруженной интервенции
является преждевременным. Речь в данном случае идет даже не о тех пацифистах либерального толка, профессия которых заключается в том, чтобы в мирное время наживать политиче
ский капитал, выступая против войны, а в военное время - голосовать за военные кредиты под лозунгом „отечество в опасности . Эти господа нас меньше всего интересуют, ибо, в тре
тий период развития капитализма, их роль в истории сводится лишь к роли буфера между фашизмом и наступающим рабочим классом.
Г-н Дмовский не принадлежит к числу этих легковесных болтунов, и, что самое главное, он человек с колоссальными международными связями, с большой осведомленностью в во
просах тайной дипломатии, человек, который в своем положении не имеет возможности бросать слова на ветер, почему в его устах слово война является понятием, не вызывающим сомне
ний. Часть буржуазной печати была склонна рассматривать бурю возмущения, вызванную в Советском Союзе папским вы
ступлением, в качестве „очередного припадка большевистской мании преследования . С нескрываемым цинизмом некоторые газеты смаковали антисоветские фальшивки, помещали длинные статьи, в которых обсуждалась степень достоверности этих документов международных контрразведок. Эти же газеты, в порядке „трезвого голоса , по поводу антисоветской кампа
нии выступали с провокационными измышлениями, будто бы антисоветская кампания за границей организована... самими Советами с целью найти подходящий повод для того, чтобы
бросить „войска коммуны в бой против „культуры и цивилизации .
Вряд ли эта бессмысленная провокация заслуживает того, чтобы мы ее оспаривали. Антисоветская кампания не только в том виде, в каком она развернулась за последние месяцы, но и в том виде, в каком она существовала всегда, с момента Октябрьской революции, является отнюдь не отвлеченным по
нятием. В первые годы существования республики Советов антисоветская кампания означала голодную блокаду и интер
венцию, затем - просто голодную блокаду, после - попытку вымогательства концессий, наконец последнее время - блокаду финансовую и экономическую, не бумажную, а деловую кампанию, направленную к срыву нашего экспорта.
Как ни смехотворны некоторые из тех обвинений, которые за последнее время выдвинуты против нас буржуазным миром, как ни нелепы отдельные антисоветские трюки вроде истории с „похищением Кутепова, как ни грубы те фальшивки, при помощи которых буржуазный агитпроп действует на сознание масс, в данном случае успех всей антисоветской кампании был рассчитан не столько на качество, сколько на количество. Многим памятны те бессмысленные обвинения, которые дер
жавы взводили друг на друга в эпоху империалистической войны. В этих обвинениях зачастую абсолютно отсутствовали
не только элементы логики, но и самая минимальная правдоподобность. Тем не менее агитационные приемы воюющих держав безусловно возымели свое действие. В то время как церковь, социал-соглашатели и „пользующиеся всеобщим ува
жением трибуны интеллигенции взращивали в массах чувство „патриотического долга , дешевые агитки провокационных дел мастеров из отделов печати контрразведок возбуждали в армии звериную ненависть к противнику. Методы воздействия на психологию масс в настоящее время нисколько не изменились, - изменилась только техника. Совершенно напрасно было бы думать, что отдельные антисоветские выступления носят бес
системный, случайный характер. Кампания против Советского Союза ведется по тщательно разработанному плану, ею руководит единый, превосходно организованный центр, весьма воз
можно, что кампания эта имеет даже свой календарный план, В разных аудиториях разнообразятся аргументы, выдвигаемые
против Советского Союза; в то время как церковники говорят о боге, бульварная печать кричит о деле Кутепова, а банкиров и промышленников пугают успехами пятилетки.
Некоторые ложные „друзья Советского Союза пытались недавно подвести итог антисоветской кампании, тем самым утверждая, что кампания эта уже закончилась. Смысл этих выступлений не оставляет никаких сомнений. Грубая фальси
фикация, к которой прибегали руководители крестового похода, сейчас почти повсеместно уже разоблачена. Новые готовящиеся выступления против СССР поэтому невыгодно связывать с продолжающейся уже в течение нескольких месяцев травлей Со
ветского Союза. Поджигатели намерены перевооружиться для новой кампании, а поэтому с первой кампанией, так неудачно закончившейся, необходимо покончить. Анализируя гору клеветы, провокации и небылиц, порожденных антисоветской кам
панией, ложные „друзья пожимают плечами и уверяют, будто бы результатам кампании не следует придавать особого значения, кампания по существу раздута советским правительством и советской печатью, тем более что пресловутая гора всего навсего родила мышь.
Гора действительно родила мышь, но эта мышь называется войной. И вряд ли поэтому это скромное на первый взгляд животное не заслуживает самого подчеркнутого внимания.
Да, говорят наши новоиспеченные друзья, религиозные преследования в России преувеличены, кутеповщина - фантас
магория, Коминтерн не так уже силен, пятилетка как будто бы выполняется благополучно, так в чем же дело? Чего же боль
шевики пугаются? Антисоветская кампания является всего навсего лишь подготовкой к войне, вернее - попыткой подготовить войну, которой мы, культурные, правдивые и цивилизованные люди, конечно, не допустим!
Г-н Роман Дмовский заверяет нас, что польское общественное мнение решительно высказывается против войны. Г-н Роман Дмовский с прискорбным изумление констатирует, что „кто-то пытается втянуть Польшу в военную авантюру. Г-н Роман Дмовский аргументирует против войны, не выступая в защиту СССР, а лишь выступая в защиту интересов самой Польши. Он пишет: „мы против, войны, мы протестуем, мы за мир, за цивилизацию! А понимать его нужно так: мы конечно тоже за войну против Советского Союза, но мы совершенно несогласны с тем, чтобы крупные хищники в этой войне загребали жар нашими польскими руками.
Моральный поход, поход в защиту культуры и цивилизации сдан в архив. Уже не выживший из ума архиепископ Кэнгерберийский слезливо лопочет о преследованиях христиан, уже не меднолобый консервативный фабрикант беспокоится о пре
подавании закона божьего в русской школе, уже не префект полиции кабацкого Парижа рассказывает небылицы о похище
нии Кутепова. Говорит трезвый политик, проевший зубы на подготовке войн и политических договоров, говорит человек, который по своей деятельности стоит выше мастеровых бур
жуазного агитпропа; это враг не замаскированный и давний, и в его устах разговор о войне приобретает характер действительной, реал ной угрозы сегодняшнего дня.