старины, ярко выступает эта совершенная, тонкая культура художественного вкуса и замысла, далеко превосходящая плоско-грубоватый реализм лубочных картинок обычного типа, если только они также не связаны со старой традицией формально выше развитого западного творчества.
Из народных картинок, прямо повторяющих образцы церковно-канонической живописи и заменяющих в быту дорогую по цене икону, особенно типична величественная композиция «Страшного суда». Эта идея награды и возмездия за гробом породила светлую и радостную красоту райских садов монаха-живописца эпохи Возрождения Беато Анджелико и ужасы адских мучений, придуман
ных фантазией средневековья и долго запугивавших человечество. К лучшим листам этого отдела в альбоме относятся старообрядческие листовки, например, поучительная аллегория «Тяжко есть иго на сынех адамлих» (№ 77), красивая по общей композиции, и «Райские птицы Сирин и Алконост(№ 81 — 82). Ценен и типичен в смысле исторической иллюстрации лист, изображающий, как истязают пытками героинь старообрядчества Урусову и Морозову (№ 83).
К образцам старой западной гравюры восходят, очевидно, оттиск XVIII века «Искушение св. Антония» (№ 78) и сцены «Жития старца Герасима» (№ 79) — русский пересказ западной легенды о св. Иерониме и льве. Полон выразительного юмора образ льва, несправедливо заподозрен
ного и наказанного старцем и затем удачно доказавшего свою невинность. Близок к созданиям Анджелико по радостной и даже сходной гамме красок и оригинальный раскрашенный рисунок поморского мастера XVIII века с изображением рая, сотворения человека и истории Адама и Евы (№ 80). В поучительной листовке «Старец и бес» (№ 85) величавым очертаниям бесовского крыла позавидовал бы мастер высокого монументального стиля.
Только что отмеченный рисунок поморского мастера представляет уже переход от печатных народных картинок к искусству более высокой ступени: к миниатюрам и заставкам рукописных книг старообрядцев. Богата по раскраске и барочным линиям орнамента заставка из книги «Духовное сладкогласие» северных скитских писем XVIII века. Какое неразрывное целое составляет вся страница, украшенная этой заставкой, затейливым рисунком заглавной буквы и такими же чертами рукопис
ного текста и нотных крючков (№ 92)! Красивы и оригинальны по замыслу и краскам и миниатюры и заставки из книги северных писем «Слово Паладия мниха», XVIII века (№ 89—91). В ней встре
чается замечательное по красоте орнаментных мотивов изображение трона в небесных чертогах и оригинальное представление о рае, как о богатой, парадной палате, исполненной в сказочных формах народного архитектурного стиля.
Этими образцами тонкого художественного вкуса и высокого мастерства завершается состав альбома. В наши дни, когда художники стремятся украсить культурный быт и жизнь трудящихся лучшими созданиями своего искусства, старому лубку уже нет возврата, но он все же сохраняет значение исторического документа, ценного для изучения старой жизни. Поскольку же весь ряд представленных в альбоме разновидностей народных картинок восходит к наивной прелести и кра
соте истинно народного искусства, в них и в смежном творчестве поморцев найдется и для нас еще не мало художественно ценных заветов.


Н. И. РОМАНОВ