ВСТУПЛЕНИЕ

История печатных изображений знает много способов и приемов их производства. Временем появления гравюры на дереве считают начало XV века, после того, как первый нюрнбергский бумажный фабрикант Ульман Стромер, открывший «заведение» в 1390 году, сумел широко распространить свою продукцию. Бумага, являвшаяся в первое десятилетие большой, доступной для немногих, редкостью, окончательно упрочилась в последующий период в массовом употреблении как основной материал письма, рисунка и печатания.
Способ гравирования на дереве был крайне упрощенным. Мастер переводил на гладкую, чисто выстроганную доску определенный рисунок и все свободные от линий места глубоко вырезывал. Доска в местах, оставшихся невырезанными; покрывалась краской. Наложенная и плотно прижатая к дереву бумага давала оттиск, резкость и ровность которого зависели от силы нажима и правильного, равномерного распределе
ния краски на выпуклых частях. В середине XVI века итальянские и германские мастера гравюры начали вырабатывать двухцветные листы, получавшиеся в результате оттискивания на бумаге двух или нескольких досок.
Почти одновременно появилась и гравюра на меди. Прием работы ее требовал от мастера особого технического навыка и умения обращаться с резцом или грабштихелем. На чисто отполированную поверхность металлической пластины наносился рисунок, контуры которого углублялись резцом. Оставляя краску, путем быстрого обтира
ния поверхности доски тряпкой, только в углубленных резцом чертах, художник накладывал на доску увлажненную бумагу и пропускал их через пресс между двух валов, чтобы краска из углубленных мест могла впитаться в бумагу и дать ясный отпечаток.
За гравюрой на меди последовал «офорт», отличавшийся от нее тем, что контуры изображения вместо резца углублялись «протравой» из кислоты. Для этого вся метал
лическая доска покрывалась лаком, на котором процарапывались иглообразным инструментом линии рисунка, и в таком виде доска погружалась в кислотный раствор. В местах, свободных от лака, получались от травления значительные выемки, заменявшие борозды резца. Этот способ, облегчавший технику мастерства, привлек к гравюре многих крупных художников старого времени.
Таковы были основные известные на Западе приемы изготовления печатных изоб
ражений.