рисунка, где не дошло или краска легла на лицо, — не взыскивалось, да иначе и быть не могло, потому что такие картинки раскрашивались скоро и притом щетинными кистями».
Работая ряд лет с мстерскими иконописцами, я смог установить, что состав краски последних делался на чистом яичном желтке и снятом молоке, что выгодно отличает
их даже после многолетнего существования от лубков, раскрашенных мастерами села Никольского. Тона таких картинок мягче, ровнее, благороднее. Да и манера их «цветкиаккуратнее «Никольской» — с меньшими растеками и выходами за границы изображения.
Исключительный знаток и исследователь русской народной картинки Ровинский охватил главным образом первичные ее периоды и только частично коснулся произведе
ний начала прошлого столетия, почему большинство рисунков, дошедших до нас от 20-х годов этой эпохи, многим мало известно.
Между тем народный лубок представляет отражение эпохи, быта, культуры, общественных настроений, развития и взглядов известной среды, а иногда и значительных исторических событий. Страницы лубка — это своего рода летопись, хронология ее отдельных моментов, особенно ценная как редкая и бесхитростная иллюстрация прошлого.
Для фольклориста лубок имеет также несомненное значение. Он довольно наглядно знакомит с подробностями крестьянской бытовой обстановки, рисует нам производствен
ные процессы и, вскрывая классовую сущность, сохраняет с некоторыми изменениями тексты наиболее популярных, тесно связанных с жизнью песен, народных сказок и анек
дотов. Особенно вдохновляла его творцов профессия пастуха. Листов с изображением этой специальности много. Вероятно это потому, что музыкант-пастух, почти неразлучный со своим рожком или жалейкой, казался идеалом песенного творчества и деревенской поэзии.
Издателей лубков на протяжении XIX и XX веков было значительное количество, но история и печатные следы донесли до нас их имена только частично. Среди них Ив. Логинов, принявший московское производство Ахметьева, мстерский археолог И. А. Голышев, ковровский офеня Игнатий Акимович Сорокин (Вязники), ряд иных кустарей б. Владимирской губернии, разноместные монастырские типографии — подмосковные, петербургские, киевские, соловецкая, почаевская, печерская, кафедра петербургского Исаакиевского собора и на первом месте печатни Троице-Сергиевской и Александро-Невской лавр. Кроме многочисленных отдельных издателей1, организаций, складов и типографий, из иностранных, преимущественно французских, фирм поставщиками вошедших в быт картинок для русского рынка были A. Daziaro, Marotte и Mine.
1 Перечень некоторых издателей лубка: А. Е. и А. Белянкины (Москва), П. Н. и В. Шараповы, они же Шераповы (Москва), лит. Антона и Андрея Абрамовых (Москва), В. Зернов (Москва), Г. Чуксин (Москва), лит. Ф. Ефимова (Москва), мет. А. Лаврентьева (Москва), М. Дмитров (Москва), В. В. Орденов (СПБ), мет. А. Васильева (Москва), лит. И. Перо
ва (Казань), А. Руднев (Москва), лит. А. Прокофьева (Москва), лит. И. Гаврилова (Москва), лит. Е. Яковлева (Москва), С. В. Шишов (Москва), мет. А. Кузнецова (Москва), Покровский (Москва), А. А. Морозов (Москва), лит. А. В. и Ф. Мо
розовых (Москва), хромо-лит. И. А. Морозова (Москва), Шуров, лит. П. А. Глушкова (Москва), лит. Казаринова (Москва), тип. П. В. Бельцова (Москва) тип. В. В. Пономарева (Москва), Я. В. Писарев и К° (горн. н.), лит. М. Рудометова (СПБ), типо-лит. торг. дома Латкова и К° (Москва), И. И. Орехов (Москва), Лаврентьев — Фролов, книгопрод. В. Г. Шатаев (СПБ), Манухин (Москва), Д. И. Преснов (Москва), типо-лит. И. Е. Ефремова (Москва), И. Т. Губанов (Киев), т-во И. Д. Сытина (Москва), А. С. Суворин (СПБ и Москва), типо-лит. Крылова и К° (Москва), лит. т. д. А. П. Коркина и А. В. Бейдемана и К° (Москва), т-во м-р Н. Н. и Я. Н. Фокиных н-ки (на тканях, Иван.-Вознесенск, Влад. губ.), Чижков, хромо-лит. Е. Н. Ко
новаловой (Москва), т. д. Е. Коновалова и К° (Москва), лит. Соловьева (Москва), Евреинов, лит. В. В. Несслер (СПБ), тип. К. Ф. Некрасова (Ярославль), Е. Ф. Челноков (Москва), А. Ф. Постнов (Москва), книгоизд. «Авиатор» (Москва), тип. В. Я. Мильштейна (СПБ), книгоизд. А. С. Балашова (Москва), опт. склад В. А. Живарева (Москва), книгоизд. «Зарево(Москва), «Парус» (Петроград), В. Т. (подробно имя и фамилия не указывались, Петроград), торгово-посреднич. контора