ОТ РЕДАКЦИИ




Большое собрание народных картинок этнографа Е. П. Иванова, состоящее главным образом из образцов XIX и начала XX века, представляет естественное и вместе завершающее дополнение


к основной массе народных картинок, описанных Д. А. Ровинским в его большом пятитомном труде «Русские народные картинки» (изд. Академии наук, 1881), включающем все образцы их, изданные до 1839 г., когда эти картинки стали выпускаться лишь с разрешения цензуры. Названию «народные картинки» Ровинский отдает предпочтение перед термином «лубочные картинки». Последний до сих пор не получил вполне убедительного разъяснения, несмотря на несколько предложенных вари
антов, и чаще всего определение «лубочный» в ежедневном обиходе считается просто синонимом всего дешевого, плохого. Название «народные картинки» шире по значению. Оно позволяет вклю
чить в их число не только образцы собственно «лубочных», грубо исполненных картин бытового содержания, но и все листы, издававшиеся вообще «для простонародна», а к ним относятся и
образцы более высокого качества, как отпечатки с некоторых досок граверов конца XVII и всего XVIII века (Афанасия Трухменского, Леонтия Бунина, Алексея и Ивана Зубовых), листы религиозного содержания, календари, виды городов, монастырей и т. п.
Настоящий альбом воспроизведений с отдельных листов собрания Е. П. Иванова можно было бы также озаглавить «народные картинки», так как в его состав включены, кроме образцов обычных
лубочных изображений, и листы, близкие к последним, частью и совсем иные по содержанию и технике, но также предназначенные главным образом для крестьянской среды и близких к ней по культурному уровню групп городского населения, особенно в провинции. К таким листам отно
сятся, например, литографии, исполненные за границей по заказу фирмы Дациаро, или литографии с изображением этнографических типов России (нередко также исполнявшиеся за границей). К той же группе надо отнести и оттиски с пряничных досок, и яркие цветные образцы обоев для тех же потребителей в деревне и глухой провинции, и, наконец, листы поучительно-религиозного содер
жания. Близость общего стиля изображений последнего рода к миниатюре, иллюстрирующей текст духовной книги, позволила включить в состав альбома и оригинальный рисунок в красках религи
озно-поучительного содержания и образцы, исполненных также от руки, выдающихся по красоте миниатюр и заставок из старинных рукописных книг.
Но, отвечая принципу Ровимского отчасти в самом заглавии и в более свободном подборе материала, альбом все же представляет совершенно особый тип издания, в связи с различием характера листов каждого века. Лубочные картинки, входящие в состав собрания Е. П. Иванова, изда
вались в течение последних ста лет существования царской России. Они во многом отличаются от образцов XVIII и начала XIX века, описанных Ровинским. Представляя основную и наиболее интересную часть всей массы народных картинок, эти образцы более раннего периода носят на
себе печать особой свежести, естественно присущей каждому производству при его возникновении и в годы высшего расцвета. Благодаря разнообразию и жизненности тем, умелому расположению композиции и стильной остроте форм, нередко повторяющих в русской переделке немецкие, французские и голландские гравюры, этот основной массив народных картинок во многом превосходит