большинство позднейших листов XIX века. Последние часто шаблонно повторяют избитые схемы композиций, безличные фигуры и однообразные, с пошловатым, раздражающим оттенком плоские образы и мысли. Вся основная масса этих поздних, часто крайне грубо и небрежно раскрашенных листов создавалась рисовальщиками-самоучками при издательствах и типографиях, печатавших лубочные картинки с новых и старых досок. Этим низшим, дешевым видом ремесленно-художественного производства предприимчивые люди города снабжали широкие круги народа, еще не дорос
шего, по их мнению, до возможности ценить произведения настоящего искусства, которым наслаждался город.
Естественно, что, при наличии трудов Ровинского, не представляло интереса описывать и издавать с научной полнотой весь этот поздний материал, совсем не гармонирующий часто со вкусами, идеями и лучшими стремлениями наших дней.

И все же в некоторых отношениях эти поздние листы могут представлять известный интерес и для современности. Прежде всего они являются последними отзвуками старого, безвозвратно

отошедшего в прошлое русского быта. В их содержании, типах и сопровождающих их текстах нередко заключается зерно скрытого протеста или иронии трудящихся против кулака, купца, ростовщика, чиновника, барина и всех стремящихся эксплоатировать деревню. Те же тексты и изобра
жения являются и главными хранителями слов и содержания старой деревенской песни, память о которой уже начинает исчезать вместе со старым бытом и вытесняется образцами вызванного новыми условиями жизни песенного творчества. Наконец, несмотря на все присущие этим листам признаки упадка, они во многих случаях все же не утратили родства с истинно народным искусством. Хотя народные картинки создавались главным образом в городе, но, повидимому, в большинстве случаев рисовальщиками, вышедшими из народной массы и сохранявшими еще живые связи
с ней. Отдельным образцам картинок этого периода не чужд еще налет наивной прелести, всегда характерный для примитивов народного творчества. Нельзя также отрицать в лучших образцах наличия подчас удачной композиции, известной остроты типов, выражения, а иногда и примитивномощной красоты расцветки. Таким образом и эти образцы производства, уже пережившего период своего расцвета, могут еще привлекать внимание не только этнографа, фольклориста, историка, искусствоведа и художника, но и более широкого круга лиц, которым это отражение и наследие прошлого помогут еще глубже и полнее оценить столь отличные от этих отзвуков минувшего достижения и цели современности.
Все эти особенности народных картинок XIX века обусловили характер и состав настоящего альбома. В него входят только наиболее типичные и ценные в бытовом и художественном отношении образцы народных картинок этого периода. Чтобы, по возможности, выдержать художественную цен
ность альбома, в него не введены грубые по исполнению, банальные цветные литографии с изображением различных игр, ярлыки товарных изделий, обложки дешевых книг для народа и хвастливопатриотические изображения русско-японской и мировой войн. Сравнительно к художественно лучшим листам на тему о войне принадлежат относящиеся к севастопольской кампании, как, например, включенные в альбом: изображение бомбардировки Соловецкого монастыря, прекращение которой
приводится, конечно, в связь с крестным ходом монахов, и лист, иронизирующий над союзниками, представленными в образах, аналогичных басне «Лебедь, рак и щука». Не лишенные, конечно, известного значения для характеристики эпохи, листы этого рода исполнялись в большинстве слу
чаев по заказу фабрик в качестве реклам или по правительственно-полицейскому внушению, в целях пропаганды и внутренней политики, притом же эти образцы создавались часто художниками города в стиле, чуждом содержанию и характеру народного творчества. Таким листам недостает наивной красоты примитивов, а выявить ее возможно ярче посредством отбора подходящих листов и со
ставляет главную задачу этого альбома. Последний можно сблизить в некоторой степени с другим, посмертным трудом Ровинского, изданным под наблюдением Н. Собко: «Русские народные картинки
(СПБ, изд. Голике, 1900), также предназначенным для более широкого круга читателей и включающим только выдающиеся образцы народных картинок первого периода, с кратким изложением самых интересных частей из содержания основного пятитомного издания.
Обращаясь к отдельным листам альбома, нельзя не отметить, что большинство лучших лубочных картинок XIX века относится к периоду от 40-х до конца 60-х годов. Из образцов этой группы и составлен в своей главной части альбом, отдельные листы которого не лишены художественной ценности и характерного бытового содержания. Лиризмом настроения и несколько условным изя