Но можно ли думать, что музыкальныя способности увеличились въ XIX в. въ сравненіи съ XVIII в.? Можно ли предполагать, что Бетховенъ геніаль
нѣе Моцарта, Р. Вагнеръ - І.-С. Баха? - Едва ли 1. Подобно тому, какъ нельзя утверждать, что Дарвинъ геніальнѣе Аристотеля, Кантъ - Платона и т. д., точно такъ же едва ли можно предполагать, что позднѣйшіе композиторы геніальнѣе предшествующихъ. Прогрессъ обусловливается не возрастаніемъ
ДѢдЪ Бетховена, ЛюдвигЪ фанЪ БетховенЪ, придворный
капельмейстерЪ вЪ Боннѣ (1712 - 1773).
богаче и несравненно глубже. Онъ ближе душевнымъ переживаніямъ современнаго человѣка. То, что вибрируетъ въ сердцѣ Бетховена, скорѣе находитъ отголосокъ въ сердцахъ людей нашего времени. Эпиграфъ тор
жественной мессы Бетховена: «Отъ сердца къ сердцу» можетъ служить для всѣхъ его сочиненій.
1 А. Weissmann, «Essais sur l’hérédité et la sélection naturelle», trad. franç;. par H. de Varigny, Paris 1892. «Reflexions sur la musique chez len animaux ot chez l’homine», p. 471 - 509; въ особенности стр. 18-2,485. Какъ музыкальныя способности, такъ едва ли измѣнились слухъ и голосъ человѣчества въ періодъ его историческаго существованія ( R. Wallaschek, «Aniiinge der Tonkunst». Leipzig 1903. S. 81). Впрочемъ, ІІІтумпфъ думаетъ, что человѣческій го
лосъ былъ прежде выше (С. Stumpf, «Tonpsychologic». Leipzig 1883. Bd. I, S. 340). Но Валлашекъ
съ этимъ мнѣніемъ Штумпфа не согласенъ и основывается на весьма вѣскихъ данныхъ (В. Wallaschek, «Die Anfänge der Tonkunst», Leipzig 1903. S. 80). Измѣняется не голосъ, а камертонъ. Вотъ причина, по которой І.-С. Бахъ писалъ такъ вы
соко для тенора (ibid. S. 80). Объ измѣненіяхъ камертона см. А. Ellis, «On theMusical Pitch» въ «Journal of the Soc. of Arts», London, 5-th March an 2-nd April 1880, p. 293, 336. Vol XXVIII, Walla
schek, 1, c. S. 320. Cp. H. Riemanns «Musik-Lexikon». 7. Aufl. Leipzig 1909, S. 371 - 372, 680.
способностей, а увеличеніемъ запаса предшествующихъ пріобрѣтеній. Композиторы XIX в. инте
реснѣе своихъ предшественниковъ потому, что нашли музыку, обога
щенную творчествомъ послѣднихъ. Это была исходная точка, отъ которой путь лежитъ далѣе.
Отличіе Бетховена отъ Моцарта обусловливается не степенью ге
ніальности. Въ специфически-музыкальномъ отношеніи, быть-можетъ, Моцартъ едва ли не величайшій геній. Но Бетховенъ, благодаря своему образованію, пріоб
щился къ культурнымъ интересамъ, оставшимся чуждыми Моцарту. Кромѣ того, Бетховенъ, благодаря своей трагической судьбѣ, пере
испыталъ много настроеній, не коснувшихся сердечной жизни Мо
царта. Оттого музыка Бетховена содержательнѣе, по настроенію