к слову-звуку, на смену «идеологии» и «настроению» выдвинула на первый план культ внешней структуры стиха сначала в сим
волизме, потом в футуризме, акмеизме и имажинизме. Театр оставляет попытки реалистических и психологических интер
претаций действительной жизни и сосредоточивает свои искания в плоскости формальных законов сцены. Музыка, в сущности никогда не бывшая порабощенной всецело натурализмом и пре
обладанием сюжета («программы»), идет все дальше в разработке законов ритма и композиции.
Но формальные задачи, поставленные отныне искусством, лишь частично имели в виду раскрепощение произведения от сюжета. Они были направлены на чисто-профессиональную разра
ботку материальных элементов, присущих форме каждого рода искусства, в которых современный художник видел единственно
неоспоримые основы произведения, подлежащие творческому оформлению. В живописи на ряду с постепенным исчезновением сюжета и всех привходящих элементов, не вытекающих из материальной структуры произведения, уже резко обозначилась борь
ба живописца со всякого рода иллюзионистическими элементами в построении плоскостных форм. Еще в расцвет импрессионизма, этого иллюзионистического течения по преимуществу, возникла реакция ему в его же недрах в лице Сезанна, поставившего цветовой колорит выше светового иллюзионизма, основной задачи импрессионистов. И уж с Сезанна живописец все внимание начи
нает сосредоточивать на материально-реальной структуре полотна, т.-е. на цвете, фактуре, конструкции и на самом материале.
И вот с полотен современных молодых мастеров, резко по
рвавших с натуралистическими, символическими, эклектиче

скими и т. п. тенденциями и разрабатывающих прежде всего про

фессионально- техническую строну живописи, начинают исче
зать такие иллюзионистические элементы, как свет, перспек

тива, движение, пространство и пр., или же получать совершенно

новую трактовку. Так, напр., проблема пространства, которую

в старой, натуралистической живописи художник решал посредством перспективных и световых иллюзии, современным живо

писцем сводится к материально-реальным проблемам цвета, ли

нии, композиции и объему, разрешаемому уже не иллюзионисти

чески, а посредством плоскостного построения поверхностей
больших и малых тел.