III. Путь к реализму.
Двигаясь от иллюзионистической изобразительности к реалистической конструктивности и постепенно освобождаясь от всех привносимых извне элементов, не обусловленных особенно
стями плоскости, как исходного момента формы живописной вещи, русская живопись прошла целый ряд этапов, вполне оригинальных и часто совершенно независимых от западноевропей
ского влияния. Быстро перейдя от Сезанна к предметному ку
бизму 1), русская живопись разветвилась на ряд течений, объединенных все же общим направлением. Среди них должны быть от
мечены беспредметный кубизм 2); супрематизм3) и конструк
тивизм 4). Основным стимулом творческих устремлений в этих течениях является реализм, который в эпохи подъема художествен
ной жизни всегда был здоровым ядром, оплодотворявшим жизнь искусства, засоренную эклектическими веяниями.
Понятие «реализм» я употребляю в самом широком смысле и отнюдь не отождествляю его с натурализмом, являющимся од
ним из видов реализма и притом самым примитивным и наивным
по выражению. Современное эстетическое сознание понятие реализма с сюжета перенесло на форму произведения. Не копирование действительности стало отныне мотивом реалистиче
1) Альтман (имею в виду его ранние работы, ибо впоследствии он ушел от предметности), Шевченко, Грищенко, Н. Гончарова (в некоторых работах), Удальцова, М. Соколов (1916 г.).
2) Попова Л. (1914 - 16 г.), Веснин, Моргунов. 3) Малевич, Розанова, Лисицкий.
4) Татлин, Медунецкий, Стенберг Г. и В., Родченко, Степанова, Лавинский, Л. Попова, Иогансон, М. Соколов и др.
Имена Штернберга, Бруни, Бубновой. Бабичева, М. Ларионова, Экстер, Пальмова, Карева, М. Соколова, А. Софроновой и др., неукладывающиеся в определенные русла, нельзя не упомянуть, говоря о „левом крыле русского искусства.
Все перечисленные художники, пройдя целый ряд этапов, не дают, однако, возможности с точностью определить их место в целом ряде
меняющихся группировок. Творчеству современных живописцев (да и не только живописцев) присуща огромная амплитуда качания творческого маятника. В то время как лицо прежнего художника обычно вырисовы
валось еще в ранних его работах и со временем лишь оформлялось в своих чертах (таковы почти все живописцы до импрессионистов), современники поражают резкими колебаниями и скачками в своем творчестве. Приведу наиболее общеизвестный и характерный пример, указав на Пикассо,
начавшего с импрессионизма, прошедшего путь кубизма и беспредметничества и теперь работающего как нео-классик.