ских устремлений (как это было у натуралистов), но, напротив, действительность перестает быть в каких бы то ни было отношениях стимулом творчества. Художник в формах своего ис
кусства создает свою действительность, и реализм им пони
мается, как сознание подлинной вещи, самодовлеющей и по форме, и по содержанию, вещи, не репродуцирующей предметов действительного мира, а конструируемой от начала до конца художни
ком вне проекционных линий, которые могли бы быть протянуты к ней от действительности 1). Если под углом зрения этого по
длинного реализма мы взглянем на вещи современных беспредметников 2), то увидим, что они по форме и материалу так же далеки от вещей утилитарных, как и произведения старого искусства.
В них материалы (краски) и форма (плоскость полотна с ее двухмерностью) неизбежно создают условность, искусственность, т.-е. не подлинность, а лишь проекционность формы художественного произведения. Поэтому логически вполне обоснован
ным на пути искания реалистических форм в искусстве был переход живописца от плоскости полотна к контр-рельефу.

ӀV. Выход из плоскости.

Художник бросает кисть и палитру с искусственными красками и начинает работать над подлинными материалами (стекло, дерево, металлы). Насколько мне известно, контр-рельеф, как художественная форма, впервые появился в русском искусстве. Брак и Пикассо первые стали применять наклейку из бу
маги, букв, а также опилки, гипс и пр. в качестве средств, раз
нообразящих фактуру и усиливающих ее воздействие, но Татлин пошел дальше и создал свои контр-рельефы из подлинных мате
риалов. Но и в контр-рельефах художник не освободился от условной формы и искусственности композиции. В угловом контр
рельефе, который воспринимается также лишь с одной позиции,
и притом фронтально, как и плоскостная живопись, композиция строится в основных чертах по тем же принципам, как и на
1) Характерно, что когда мы уже отходим от этих идей, в лагере эстетствующих искусствоведов начинают говорить о вещи, как о субстан
ции художественного творчества, и самый термин „вещь , исчезающий из нашего словаря, прививается в их терминологии.
2) „Беспредметниками“ я называю всех перечисленных выше мастеров, т.е. кубистов, супрематистов, конструктивистов и пр., ибо все они порвали с предметной изобразительностью.