«кризис», как теперь. Если современное эстетическое сознание глубоко не удовлетворяет натурализм с его анекдотами в крас
ках, импрессионизм с его попытками создать посредством цвета иллюзию воздушной атмосферы, света и тени, футуризм с его бесплодным стремлением, contradirtio in adjecto, - в ста
тическом полотне дать кинематическое представление динами
ческих форм жизни, - то не более удовлетворяющими это сознание представляются нам супрематисты с их тупым черным квадратом на белом фоне 1), фактуристы-беспредметники с бесконечными лабораторными экспериментами над поверхностью
полотна, конструктивисты, наивно подражающие техническим конструкциям, без утилитарной, их оправдывающей целесооб
разности, и, наконец, все работающие сейчас над материалами ради самого материала и создающие бесцельные формы оторван
ного от жизни творчества. Современное искусство в его крайних «левых» выражениях зашло и безвыходный тупик. Художник, работая над «чистой» формой и только формой, в конце-концов лишил свое творчество всякого смысла, ибо голой, пустой фирмой мы никогда не удовлетворяемся, ища всегда в ней содержа
ния. «Картина» прежнего художника имела свой смысл в эстетическом воздействии, на которое рассчитывал ее автор. Кон
струкция, созданная современным мастером, потеряла и этот последний смысл, ибо «эстетика» была сознательно гонима с первого шага, которым обозначались пути нового искусства.


VI. Противоречия конструктивизма.


Чураясь эстетики, конструктивисты должны были поставить перед собой новую цель, которая логически вытекала из самой идеи конструктивизма, т.-е. цель утилитарную. Под конструкцией мы обычно понимаем определенного рода сооружение, име
ющее тот или иной утилитарный характер, лишаясь которого, оно тем самым лишается своего смысла.
Но русские конструктивисты, сознательно игнорируя себя, как живописцев, объявив поход «против искусства» в его типических, музейных формах, вступили в союз с техникой, инженерией и промышленностью, не обладая, однако, для этого специ
альными знаниями и оставаясь по своей глубочайшей сущности художниками par excellence. Оттого-то идея конструктивизма
1) Полотно Малевича.