1917 г

Первым легальным революционным празднеством русского пролетариата было проведение дня международной пролетарской солидарности — 1 Мая в 1917 г.
В оформлении первомайской демонстрации 1917 г. в Ленинграде мы имеем, с одной стороны, целую серию стягов и плакатов с отвле
ченными изображениями на них «Свободыв сиянии, стоящей у здания Государственной думы, «Освобожденной России», символизованной женщиной в кокошнике с обрывками цепей на руках, и т. п., с другой, -
ряд знамен и плакатов, изображающих рабочего с молотом у наковальни и рядом с ним крестьянина с плугом, рабочего и солдата,
держащих красное знамя с надписью: «.Да здравствует Интернационал», картины братания немецких и русских солдат в окопах и т. п.
Как яркую и чрезвычайно характерную черту художественного оформления празнеств этого первого, охватывающего 1918—1920 гг. и отчасти 1921 г., периода надо отметить об
ращение большинства старых художников к революционному прошлому искусства буржуазии, формы и систему художественных образов которого они считали возможным цели
ком использовать в передаче идей и лозунгов пролетарской революции. Художники различных господствовавших до революции груп
пировок шли в поисках таких образцов и художественных образов к искусству Великой французской революции и революций 30 и 48 гг., искали их в творчестве Давида, Делякруа или среди художников русского искусства пе
риода революционной борьбы буржуазии в 60—70 гг. XIX столетия и в революции 1905 г. С тем же, в основном, мы сталкиваемся и в собственно театральной части массовых празднеств, в театральных элементах демонстра
ций и праздничных гуляний, а главное, в массовых инсценировках первых лет револю
ции. Последние дают нам целый ряд самых разнообразных примеров механического перенесения в них классической тематики, античных театральных форм и художественной сим
волики революционной буржуазии, взятых главным образом из празднеств Великой французской революции. К ее массовым постанов
кам 1792 и 1793 гг. художники и режиссеры ленинградских инсценировок первых лет Ок
тябрьской революции обращаются особенно часто.