ДЖОН ХАРТФИЛЬД


С 1919 года — член германской коммунистической партии. С этого же года — фотомонтер, поставивший свое ремесло на службу партии.
Зарождалось это ранее.
Партиец намечался уже в годы войны, когда осатанелая от шовинизма немецкая буржуазия-воительница рычала по адресу другого такого же зверя — Англии:
Боже, покарай Англию
Тогда солдат Герцфильд переделал «на зло» шовинистам свою фамилию и имя на английский лад и стал ДЖОНОМ ХАРТ ФИЛЬДОМ.
Фотомонтер нащупывался тогда же. Письмо в тыл, чтоб лучше прорываться сквозь военную цензуру, составлялись из вырезанных фотографий, скрепленных дорисов
ками, раскрасками, надписями. Так зарождался фотомонтаж, формально окрепший у Хартфильда в годы его пребывания в группе дадаистов 1) (напоминавших наших революционных футуристов) в совместной работе с германским художником сатириком Жоржем Гроссом.
Но начав в искусстве дадаистом, анархическим протестантом против всяческого мещанства и филистерства, Джон Хартфильд сумел весь свой огромный художествен
ный темперамент и изобразительность мастера подчинить делу служения партии рабочего класса.
Его работы лучший образец, подтверждающий Ленинский тезис о партийном искусстве.
По выставке его работ можно читать историю боев германской коммунистической партии, ибо Джон Хартфильд:
— бессменный монтер страниц «Роте Фане», когда они превращаются в политический плакат,
1) Дадаисты - крайняя «левая» художественная группировка, возникшая на Западе во время войны, как продукт распада мелкой буржуазии. Ред.