И нацеливается головой в соседнюю стену.
«Оказывается - супрематизм в тупике». Несомненно. Это было ясно и пять лет тому назад. Но голова, предохраненная схоластической броней, не страдает от этого удара.
Оказывается - «кубизм в тупике и футуризм лопнул от собственного напряжения» (Архипенко). Прекрасно! Голова только крепнет от упражнения. Оказывается - «гуща новой буржуазии пред
почитает шантан, кинема, сыщицкие романы», - с великолепной горечью констатирует орган Ильи Эренбурга («Вещь» № 3), после того, как открыв Америку в Америке (№ 1 - 2) он восторженно приветствовал обновление искусства через кинема, шантан, движение и пролетарскую революцию. Пострадала-ли от этого его голова? Правда, журнал прекратился, стена дала трещину, но схоластическая броня только уплотняется.
Но это детали. Частные случаи частного недомыслия вульгарно и безответственно мыслящих людей.
С современным искусством произошло более показательное и более прискорбное недоразумение.
Когда окаменевшее в схоластике, выжатое как лимон, давно разучившееся смотреть на природу, искусство оказалось лицом к лицу с машиной, с «индустриальной вещью», - оно немедленно распро
стерлось ниц и потащило на заклание ей баранов. Кто был первым из этих баранов для нас неинтересно. Можно уступить эту честь хотя-бы Леже, в виду его настойчивых на это притязаний (см. анкету в № 1 - 2 той же «Вещи»).
Но неужто-же никто из этих новаторов не обратил внимания на то, что ничего принципиально отличного в преклонении перед красотой машины от старого преклонения перед красотой в природе - нет.
Что многовековой опыт, очистивший и утвердивший понятие автономной художественной красоты, оказался таким обра