Современное положение печатного дела не дает поводов надеяться на сколько-нибудь существенное улучшение, по крайней мере, в ближайшем буду
щем, и типографщик вынужден обходиться своими
силами, то-есть вникать, насколько возможно, в тайную область искусства, чтобы быть способным выполнить работы более или менее художественно.
Нельзя не признать значения современных печатных машин, гордыми рядами наполняющих
помещения типографий; нужно отдать дань восхищения бумажным фабрикам за их продуктивность, разнообразие и Качество изготовляемых ими
бумаг; необходимо поощрять рисовальщиков, украшающих многие печатные работы, иногда очень
целесообразно и художественно, но, тем не менее, не следует забывать, что главный элемент в печатном деле есть шрифт.
Шрифт — это посредник мысли, и размножение его есть задача каждого типографщика. Изучать шрифт с технической и художественной стороны — вот задача типографщика. Правда, типографщику приходится принимать шрифт таким, Каким его отпускают словолитни, и на создание форм его он имеет весьма ничтожное и, во вся
ком случае, не непосредственное влияние, но, тем не менее, он все-таки может, Как в общем, так
и в деталях быть хорошим советчиКом как по созданию, так и изготовлению шрифта.
Нужно удивляться, как мало знакомы наши типографщики с сущностью шрифта, как строго обсуЖдают и ценят его с коммерческой и «модной
точек зрения и как легко обманываются в действительной его ценности. Говорить о том, что типографщики «не имеют времени» заниматься