ждается как причина концентраций топлива, сырья, жилищ.
В самом деле, что такое город? Узел путей сообщения: узел дорог и рек.
Чем город отличается от деревни? Наличием скрещений дорог (улиц) и рек. Деревня в отличие от города всегда состоит из ОДНОЙ ДОРОГИ. Если в деревне дорога не одна — можно быть спокойным — во внутренней структуре деревни произошел каче
ственный скачок, ремесло уже отделилось от земледелия. Пусть это называется еще не городом, а селом, но она не может уже являться и деревней. Это уже НАЧАЛО города, это уже КОНЕЦ деревни, РАЗЛО ЖЕНИЕ ее.
Что же все таки обуславливает тяготение людей к одной точке, что заставляет людей громоздить свои жилища одно на другое?
Время. Общественно-необходимое время. Не будем забывать, что расстояние измеряется временем.
Производство более (по количеству), лучше по качеству и скорее (по темпу) развивается там, где легче всего, быстрее всего, удобнее всего получать топливо (впоследствии и сырье, затем полуфабрикат), для того чтобы иметь возможность скорее, легче и больше и лучше изготовить продуктов за один и тот же промежуток времени. Ремесленник всегда (как впрочем и крестьянин) в по
гоне за временем. Время — продукт, время— товар. Вот почему ему необходимо нужно ставить жилище на скрещении путей, доставляющих ему топливо (затем сырье, полуфабрикат).
Топливо! Транспорт топлива! Революция в передаче энергии является условием, ко
торое позволяет нам надеяться на устра
нение и невероятной изолированности с одной стороны и необычайной, гипертрофированной скученности с другой.
Энергию можно стало передавать на расстояние по проводам. Провод стал заменять дорогу. Транспорт топлива превратился в ТРАНСПОРТ ЭНЕРГИИ.
Надо иметь ввиду, что чем длиннее провод, тем энергия дороже. Поэтому первое время в старых промышленных центрах привозной уголь превращается в энергию, а затем промышленность переходит к новым, мест
ным источникам энергии, так как они не требуют транспорта топлива. Это вызывает некоторое захирение прежних центров, но создает не меньшие, а иногда и более крупные центры промышленности, крупные города, правда уже в других, в новых районах.
Лишь распространение СЕТИ проводов на весьма отдаленные углы страны, лишь со
здание повсюду своих местных станций и
в особенности т. н. кольцевая передача энергии (общая сеть различных станций) создает условия для полного переворота в формах размещения и расселения, такого переворота, какого еще не знала человеческая история.
Переворот заключается в том, что раз не надо будет возить в Ленинград топлива,
раз топливо ввиде электроэнергии может быть получено на месте получения сырья, где нибудь у горы Магнитной на далеком замершем сравнительно Урале—незачем
возить и руду в Ленинград. Вместе с рудой ведь идут и отходы, отбросы производства и весь тот материал, что войдет затем в графу «брака» и в графу утилизации тех же отходов и т. д. 1.
Мало того. Уменьшается в этих условиях объем грузоперевозок не только топлива, не только сырья, но и готовых изделий.
Далее, переходом на местное сырье исчезнет в зависимости от стоимости перевозок го
тового фабриката и узкая промышленная СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ районов, и сельскохозяйственная 2
МОНОКУЛЬТУРНОСТЬ их. Так, все современное развитие сельского хозяйства идет по направлению сокращения грузоперевозок продукта от места производства к месту его переработки и потребления.
И селекция и вся техника гибридизации растений, техника удобрений, просвечивания семян и оранжерейная тепличная техника и вся работа современной зоотехники — все это сосредоточено на одной задаче:
ПРОИЗВОДИТЬ ЛЮБОЙ ПРОДУКТ В ЛЮ БОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ РАЙОНЕ.
Последствия перемен в способе транспортирования энергии, последствия замены топ
ливных путей металлическими проводами, особенно кольцевой передачи, а в будущем и беспроводной передачей невозможно учесть так, на быстрый глазок.
Сырье развивалось у топлива3, сырье тянулось к топливу, к скрещениям путей сообщения.
Теперь энергия (обработка) тянется к сырью. Сырье повсюду — энергия тянется повсюду. Производство повсюду — жилище повсюду. Приход энергии к местному сырью корен
ным образом меняет положение земледелия. Земледелие распределяется не центрами, а по всему пространству земли. Каким образом эта растянутость сельскохозяйственного производства обуславливала огромное
1 Иное дело с мукой, хлебом и др. продуктами питания и с некоторыми видами строительных материалов (цемент, бетон). Тут выгоднее возить полуфабрикат, ибо после процессов обработки он увеличивается и в объеме и в весе. В этом одна из причин отсталости этих производств в прошлом и уходящем настоящем.
2 Монокультурность Египта (хлопок) является сама продуктом колониальной системы. Велико
британия обрабатывала хлопок на своем угле. С падением власти английского финансового капи
тала Египет на базе собственных источников энергии конечно сам станет центром текстильной промышленности.
Наш Турксиб с его идеей превратить Советскую Среднюю Азию в монокультурную страну борется с монокультурностъю и Египта хлопководческого юга САСШ. При дальнейшем разви
тии научного земледелия не исключен переход хлопководства скажем к Ивано-Вознесенску, Шуе.
3 Ибо если оно не имело топлива, то оно и не могло стать сырьем для производства продукта
на рынок, без топлива следовательно невозможно было отделить промышленность от земледелия.