чим равной подготовленности, равных усилий, при одинаковом количестве времени.
Территориальная крупность может иногда совпадать с экономической и производственной крупностями.
Особенно в эпоху перехода от мелкого к крупному производству, напр., от мелкого
городского ремесла к мануфактуре или от мелкого земледелия к кооперированному, коллективизации.
В определенных условиях размещения центры становились признаком крупности предприятий, в новых, иных условиях размещения их заменить должна будет сеть.
Именно сеть станет условием, территориальным признаком крупности.
Что крупней, одна на 25 тыс. жителей города прачечная, механизированная «по последнему слову техники», или 25 прачечных на каждую тысячу жителей, также ме
ханизированных по еще более «последнему слову»? Конечно 25 прачечных выше одной, хотя обыкновенно думают иначе. Они нуж
ней, т. к. большинство населенных пунктов менее 25 тысяч1. Они вытеснят мелкие пра
чечные, ибо в 25 раз (фактически много больше!) ближе к потребителю. Они побьют мелкую технику, ибо их, эти прачечные, легко производить по сравнению с тя
желым оборудованием крупной прачечной... Но, разумеется, они возможны, когда имеется сеть или по крайней мере местные источники энергии.
Тоже с фабриками-кухнями и т. д.
Мир когда-нибудь придет к такому укрупнению, что будет лишь одна сеть питания, стирки, жилья и т. д. Но человек никогда не увидит такого укрупнения предприятий,
чтобы на всю нашу планету оказалась бы сооруженной одна прачечная или столовая, один центр стирки, питания.
Сеть победит, центр отомрет2. В будущем будет немыслима теснота людей на производстве. Наоборот: вокруг одной группы автоматических станков, на кото
рой работает3 один человек, можно будет оставлять свободное пространство для зелени, света и воздуха, и производство перестанет быть источником профессиональ
ных заболеваний, связанных в немалой мере с условиями расположения предприятия.
Таков в перспективе неизбежный результат постепенного вытеснения человека машиной.
Сокращение времени, необходимого на производство продукта, вызывало в данных условиях (получения энергии и сырья) ску
ченность, создавало неслыханно высокую земельную ренту. Это же сокращение времени в других условиях вместо скученности, концентрации, скоплений, приведет
1 Цифры привожу случайные.
2 Вместе с центром отомрет и система центральною водоснабжения, канализации и т. д. эти основы современною коммунального хозяйства.
3 Пожалуй работает, производит уже не он, а машина. Человек организует деятельность машин или даже организует деятельность людей по орга
низации деятельности машин. В первом случае всегда возле группы машин, во втором всегда в движении: по телефону или через авто.
к МАКСИМАЛЬНОМУ РАССЕЯНИЮ промышленности, к МАКСИМАЛЬНО - РАВНО
МЕРНОМУ (т. е. без средоточий с одной стороны и без пустынь с другой, одно, вы
зывающее существование другого...) расселению людей.
Интересно сопоставить наши взгляды со взглядами анархо-коммунистов в лице их идеолога П. Кропоткина.
По Кропоткину центры подают энергию местному производителю прямо на дом (в будущем).
По нашему: Центров энергии нет. Есть единая СЕТЬ энергии. Центральных источников нет, есть местные, крупные и мелкие, мельчайшие, повсюдные источники энергии. Каждый центр является периферией и каждый пункт периферии центром.
Сеть должна быть собирателем мельчайших энергий, а не только способом распределения энергии от крупных источников.
П. Кропоткин освобождает человека от скученности возвращением к мелкому ремеслу с помощью крупной промышленности.
Научный коммунизм борется со скученностью и изолированностью путем нового размещения земледелия, горнодобывающей промышленности, путем соединения обрабаты
вающей промышленности с ними в одно целое.
ТЕРРИТОРИАЛЬНО решения близки, почти одинаковы: и у Кропоткина и у Ленина налицо РАССЕЯНИЕ производства. Но эко
номически — один стоит на базе мелкоре
месленной, другой — крупнопромышленного способа производства 1.
И эти прежние условия размещения производства, расселения людей повлияли на самый
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СТРОЕНИЙ. Все говорят об отсталости строительного производства. Надо не говорить, надо объяснить эту отсталость.
.... Капитализм развивается неравномерно. Наряду с величайшей, тончайше развитой современной крупной индустрией существуют бесконечно отсталые: 1) ЗЕМЛЕДЕЛИЕ,
2) строительная техника, 3) техника обра
ботки пищи, стирки белья (т. н. домашее хозяйство).
Эти три отсталые отрасли еще не подтянулись до уровня остальных отраслей промышленности.
Основная причина отсталости строительной техники и земледелия одна и та же.
Решающий сдвиг2 в технике сельскохозяйственного производства связан с появлением бензина и технического транспорта
1 С. Мотолянский в журнале «Революция и культура» сравнивает идеи Виллиама Морриса («Вести ниоткуда») с идеями «нашею современника» М. Охитовича». Он оговаривается, правда, что к сходным выводам В. Моррис и «наш современникпришли на основе различных социальных мотивов. Если бы С. Мотолянский был марксистом, для него это заявление было бы не оговоркой, а основой суждения.
2 Первой революцией в земледелии является появление машины на смену сохе, бороне, но на прежней, конной еще, тяге.