ЗАМЕТКИ

М. Охитович по ТЕОРИИ РАССЕЛЕНИЯ

Маленькое предисловие
Реконструкция индустриального и сельскохозяйственного производств в СССР неожиданно резко поставила под вопрос все принципы построения жилища, принципы и социальные и производственные и географические.
Самое скромное, кабинетное выступление по всем этим вопросам немедленно и больно ударяет по напряженным нервам внимания огромных масс.
Идеи в соединении с массами получили невиданный размах.
В горячей драке обсуждений каждый участник ее бурно рос, получая бесконечно плодотворный опыт, вырабатывая свое отношение к борющимся предложениям, к сталкивающимся идеям.
В огне идейных сражений оттачивались формулировки, вырабатывались позиции, занимались новые, покидались старые... Горячая прак
тика с неожиданной силой почувствовала значение самой казалось бы отвлеченной теории, конкретные предложения стали подвергаться проверке холодного ума абстракции исторических суждений.
Теоретическая работа из тиши кабинетов и шелеста книг вышла на свежий воздух действия, практики. Многое из вчерашнего зазву
чало для завтрашнего; будущее, которое рисовал кое-кто перед изумленным зрителем эпохи,— это будущее оказалось погребенным еще во вчерашнем.
Никогда не отказаться от опыта этого союза теории с практикой.
Пора подводить первые итоги. Пора готовить свою, революционную теорию расселения. Ибо сказал Ленин — «БЕЗ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ НЕТ И РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ».
Предлагаемые «заметки» стремятся наметить путь для серьезной разработки марксистской теории расселения людей и географиче
ского размещения производительных сил в их взаимозависимости. В заметках наших мы сознательно устраняем всякие признаки уче
ного аппарата, также как и всякие элементы полемики. Мы даем лишь логический ход идей, призывая читателя к самой жестокой их критике.
Жилище всегда связано с местом производства. Человек живет всегда там, где рабо
тает. Еще точнее: человек СТРЕМИТСЯ жить там, где работает. Местом обитания человека всегда является его место работы, т. к. ведь труд делает животное человеком, труд, этот единственный источник челове
ческого становления или, что одно и то же, единственный источник общественного существования, единственный источник ЧЕЛО ВЕЧЕСКОГО.
Если двигается производство, то ЗА производством, ВСЛЕД за ним, ВМЕСТЕ с пере
меной места производства меняется и место обитания, меняется и место расположения жилища человека. Так у номадов.
Но вот установилось постоянное место работы. Тогда к нему немедленно прирастает жилище. Так у оседлых земледельцев. По
терял он свой участок земли — покидает и жилище для жилья на новом участке работы. Приобрел новый участок — ставит новое жилище, забрасывает старое.
Бросил место работы — бросишь и место жилья. Ни твоя бедность, ни твоя скупость не могут остановить действия этого закона расположения жилища у производства. Мало сказать — у производства.
Жилище стремится быть как можно ближе к производству. Жилище стремится располагаться даже не вблизи, не возле, а непо
средственно, на производстве. Оно стремится поместиться так близко к производству, как
только можно, но разумеется так, чтобы не вредить при этом расположению самого
производства, чтоб не только не вредить при этом процессам производства, но чтобы содействовать им.
Так, жилище крестьянина располагается не на пашне. Тут производство окружает жилище 1.
И крестьянское жилище и жилище свободного ремесленника есть одновременно и место производства и место жилья произ
водителя. Ни крестьянин, ни ремесленник не ездят и не ходят на работу.
Сложнее положение при мануфактурном и машинном капиталистическом производстве. Конечно путиловский рабочий не живет во Пскове. Разумеется он не будет жить ни на других окраинах Ленинграда, ни в центре самого города. Хотя бы там в центре были приготовлены для него и барские особняки, он всегда будет стремиться жить как можно ближе к месту производства.
Для него необходимость пользоваться транспортом для прибытия на работу—наказание. Для него это несчастие 2, как неизбежный результат скученности человеческой вокруг мест производства.
Далекое от работы жилье — не жилье.
1 Тогда как жилище ремесленника наоборот само окружает производство — станок.
2 Особенно это ощущается в связи с уменьшением рабочего времени. Чем меньше рабочий день, тем пропорционально дольше движение к предприятию. Поэтому переход в сельском хозяйстве к норми
рованному рабочему дню еще более должен усилить отдаленность деревни от города, поскольку он в еще большей степени должен производителя приближать к производству.