В итоге мы имеем две различные точки зрения на новое расселение человечества. Марксистская точка зрения утверждает, что индустриальное и земледельческое производство в его сегодняшнем состо
янии делает необходимым новое расселение или конкретнее — равномерное распределение промыш
ленности по всей стране, для этого необходимо одно условие, — это уничтожение капиталистического способа производства или, конкретнее, диктатура про
летариата; так при ней, с одной стороны, стихийный способ производства будет заменен общественноплановым, и с другой — при ней возможно всем трудящимся получить такой запас знаний, т. е. до
биться такого подъема производительных сил, что идея равномерного расселения будет не утопией, а действительностью. И есть точка зрения Охитовича, имеющая под собой единственную базу, это прогноз на далекое завтра, предсказывающая уничто
жение противоречия между городом и деревней, через революцию в передаче энергии; данная точка зрения в сегодняшних условиях характерна фанта
зерством, неверием в творческие силы пролетариата,
отрывом от конкретных существующих условий и напускной революционностью, т. е. отлыниванием от будничной, кропотливой работы по уничтожению противоречий между городом и деревней оставленных нам капитализмом в наследство.
И для всех архитекторов, работающих над проблемой расселения, не автомобиль, не кольцевая пере
дача энергии, не сеть вместо центров, а «Успешный ход социалистического строительства, индустриали
зация страны» должно быть основной предпосылкой, корректирующей и направляющей работу архитектора по перестройке быта на социалистических на
чалах. Перед архитектором стоит основная задача — реконструкция быта в разрезе индустриализации
страны, у дизурбанистов эта задача подменяется идеей распыления промышленности, которая и создает уже нового социалистического человека.
Они проходят мимо того, как широкие массы трудящихся сохами, лошадью, медленно шаг за шагом строят социалистическое общество. И если недоста
точно лошади для того, чтобы построить социализм, если крестьянину надо пересесть на трактор, то недостаточно и одного трактора.
Архитектор должен впитать в себя ту уверенность, тот энтузиазм широких масс трудящихся, которые, несмотря ни на какие экономические трудности, строят и построят социализм. Архитектор должен знать, что капитализм крепко вдолбил в быт, в со
знание трудящихся (особенно крестьян) если не целостное миросозерцание, то ряд определенных навыков, привычек, понятий, тормозящих наше социалистическое строительство.
Архитектор должен уметь диалектически выкорчевывать старье быта, должен стать в первую шеренгу культурной революции для того, чтобы сжать нож
ницы между существующей культурной отсталостью
и быстрым экономическим ростом нашей страны для того, чтобы помочь и рабочему и крестьянину быстрее развиться в яркую социалистическую личность.
И если в деле перестройки быта не должно быть полуфантастических, утопических порывов, если при перестройке быта должна учитываться наша эконо
мическая и культурная отсталость, то не менее важно знать и помнить, что мы имеем и величайшие возможности перестройки нашего быта на со
циалистических началах, надо уметь видеть, что в решении ряда вопросов подчас правильнее предла
гать и проводить то, за что будут ругать пять лет под ряд, проводить для того, чтобы в следующую пятилетку не ругали за тупоумие, близорукость, за деляческое отношение к работе.
Без ясной целеустремленности мы не переделаем быта, додумаемся в работе до того, что можно пра
чечной и общественной столовой построить социлизм. И в заключение по вопросу о новом расселении, надо сказать, что оно не должно подменяться и идеями механического слияния промышленности и с.-х. производства в один узел созда
нием агроиндустриальных городов и в равной мере расселение не означает рассеивания промышлен
ности путем передачи энергии по проводам по всей стране, потому что если первое является надуман
ным, то второе, являясь прогнозом, в лучшем случае требует дальнейшей упорной проработки, но ни в коем случае не должно играть решающего значения в новом расселении. На определенный длительный период лет расселение будет предопределяться плановым размещением промышленности, выбором про
изводственных пунктов. И для данного расселения, а в равной мере и в существующих деревнях и го
родах для их реконструкции основными принципами в работе должно быть:
а Максимально правильное экономическое решение транспорта, гибкое использование как автомобильного, так и железнодорожного, водного и воздушного транспорта в зависимости от его функционального назначения.
б Максимальное обобществление домашнего хозяйства. в Новое решение производственного обучения в разрезе максимального охвата им всех трудящихся и приближения его ближе к практике.
г Максимальный охват детей научным контролем и общественным воспитанием.
д Максимально гигиенические условия и удобства жилья.
е Культурная организация быта.
ж Максимальное использование дешевых местных стройматериалов и упор на новую строительную технику и стройпроизводство. Причем во всех принципах максимальное увязывать с возможным, а возможное не подменять делячеством.
Новое расселение человечества начато Октябрем. Нельзя это смазывать, но и поменьше фантазерства, так как Октябрь на сей день для окончательной победы социализма требует кропотливой «будничной» напористой сверхчеловеческой работы.
Ф. Яловкин

Ответная статья т. Охитовича

будет помещена в № 5 СА 1930 Редакция

понимающих научные основы всего промышленного производства и изучающих практически, каждый в одель
ности, весь ряд отраслей производства от начала до конца, оно может создать новую производительную силу, которая с избытком покроет расход по перевозке из самых отдаленных пунктов сырья и горючего материала, таким образом уничтожение поводов к отделению го
рода от деревни и с точки зрения возможности осуществления равномерного распределения крупной промыш
ленности по всей стране не может представляться утопией».