о проектировании

ЖИЛых комбинатов.

Основной вопрос об организации жизни в жилых комбинатах последовательно социалистического типа разработан еще весьма слабо. Здесь сказывается так наз. «бедность фантазии», неумение оторваться от нынешних условий индивидуалистического быта, неумение представить себе, как должен быть орга
низован новый быт в новом жилище. Нерешенным
остается основной вопрос, где должен находиться центр тяжести в жилом комбинате: в обобществленной его части или в индивидуальных жилых комна
тах. Отсюда и неустановленность соотношений между жилой и общественной частью жилого ком
бината, и различное решение вопроса о величине комбината, и различное решение вопроса о размерах жилой комнаты.
Мы должны создать возможно более дешевый тип нового жилища в интересах наиболее быстрого пере
вода в новые условия жизни всей массы рабочих. В интересах затраты относительно наименьших средств на жилищное строительство, мы должны соблюдать максимальную экономию.
И в поисках этой экономии, в целях по возможности снизить кубатуру, приходящуюся на одного живущего, наблюдается стремление, прежде всего, посягнуть на общественную часть жилого комби
ната. Многие проекты снижают норму общественной площади на душу населения до одного полутора метров. В некоторых местах выдвигались проекты строить один общественный корпус для 2 комби
натов, что фактически сводилось к уменьшению общественной площади на душу населения вдвое.
В некоторых проектах, которые стремились создать жилые комбинаты небольших размеров, во избежание «казарменности», общественные корпуса созда
вались также весьма небольшие и чрезвычайно объединялись по содержанию. Все эти тенденции нужно признать безусловно неправильными и вред
ными, ибо, стремясь к достижению экономии, они фактически выхолащивают самое содержание жилого комбината, как нового типа жилища, приспо
собленного к совершенно новой организации жизни, которую мы должны еще создать.
Центр материального оформления организации жизни в жилом комбинате лежит, конечно, в обществен
ной части. Именно в этой части будет оформляться новая жизнь. Мы должны научиться и научить тру
дящихся пользоваться этой общественной частью нового жилища, научиться организовывать общественную жизнь и жить общественной жизнью.
Социалистическая организация жизни должна дать максимальный простор развитию индивидуальности каждого человека. Но развитие этой индивидуаль
ности будет достигаться не обособленностью, не в отдельных комнатах, а именно в коллективе, ибо, только соприкасаясь с другими себе подобными, человек может развивать свою индивидуальность, утверждать свою личность. И недаром актив работниц города Новосибирска, перед которым мне при
шлось поставить во всей остроте все вопросы орга
низации новой жизни, единогласно высказывались за то, что размеры общественной площади ни в коем случае не должны урезываться. Они указывали,
что в новом жилище нужна прежде всего именно общественная площадь, помещение коллективного пользования, нужна, как они выражались, как «воздух и пища». В этом сказалось их правильное про
летарское чутье. Этими словами они определили всю силу своего стремления к новой жизни, олицетворение которой они видят именно в обществен
ной площади, а не в индивидуальных или семейных комнатах.
Поэтому при проектировке жилых комбинатов и при составлении заданий к ним необходимо особенно тщательно разработать вопрос об организации общественной площади. Вопрос о норме этой обществен
ной площади на душу населения еще достаточно не разработан, но во всяком случае можно сказать,
что нормы этой площади не должны опускаться ниже 3 метров на душу. Только при этих условиях мы действительно сможем по-новому органи
зовать жизнь в жилых комбинатах последовательно
социалистического типа, ибо эту общественную площадь нужно рассматривать не как то, чем тру
дящиеся будут пользоваться, когда им не хочется пребывать в своих комнатах. Эта общественная площадь должна строиться так, чтобы с наиболь
шими удобствами трудящиеся могли проводить в ней большую часть своего времени в коллективных и индивидуальных занятиях, в отдыхе, физкультуре, развлечениях и пр., для того чтобы они возвраща
лись в жилые комнаты на время сна или когда у них появится потребность в отдыхе от коллектива.
С учетом всего сказанного необходимо подходить и к вопросу о жилых комнатах. В отношении жилой части жилого комбината стремления к экономии идут также прежде всего по линии наименьшего
сопротивления. Считая, что отдельная комната для одного трудящегося не должна быть меньше 9 мет
ров, многие задания проектируют создание большого количества комнат на 2 размером в 12 — 15 — 18 метров, а иногда и на 3 человек. Устанавливается разделение жилой части комбината на корпуса или этажи для холостых и корпуса или этажи для женатых, чем стремятся подвести идеологическое обо
снование под создание комнат для совместной жизни. Нечего говорить, что такое идеологическое обоснование не имеет под собой никакой почвы, ибо раз
деление на холостых и женатых может производиться разве что только по признаку регистрации в загсе,
как прежде производилось по признаку наличия церковного обряда. Совершенно естественно, что при социалистической организации жизни каждого трудящегося можно рассматривать одновременно и как возможного «холостяка» и возможного «жена
того» или «замужней», ибо каждый сегодняшний «холостяк» может завтра оказаться женатым, и каждая сегодняшняя пара может завтра ока
заться на положении холостяков, ибо те прину
дительные моменты, в первую очередь квартирный вопрос, а затем и совместное воспитание детей, которые в настоящее время нередко принудительно заставляют мужчину и женщину сохранять связь и совместные условия жизни даже тогда, когда