В прошлом, начиная с конца XVIII столетия, наши казенные и частные типографии систематически выпускали „Образцы
типографских шрифтов“, имевшие целью обслуживать текущие потребности типографий и заказчиков. Так, в предисловии к изданным в 1873 году Академией Наук „Образцам шриф
тов“ мы читаем: „Для ближайшего ознакомления имеющих надобность в произведениях словолитного дела с коллекциею таковых произведений, составленною в видах всевозможного удовлетворения потребности по части книгопечатания, выданы следующие при сем образцы шрифтов, украшений и прочих типографских принадлежностей, коих матрицы, а частью и пунсоны находятся в собственности ведомства Имп. Академии Наук“. Многие из этих „образцов“ были изданы чрезвычайно изящно и заключали в себе не только шрифты, но и виньетки, бордюры, политипажи и типографские украшения.
Казалось бы, что этот интересный и красивый материал в полной мере должен заслуживать внимание наших библиофилов и библиографов, но последние, очевидно, смотрели на них как на прейс-куранты и другие рекламные издания и ими совер
шенно не интересовались, их не собирали и не описывали. Если они попадаются в библиографических сочинениях, то случайно, в очень неполном, разбросанном и несистематизиро
ванном виде. „Образцы типографских шрифтов“ вовсе не указаны в каталоге специальной библиографической библиотеки
Н. Ф. Бокачева, равно как не указаны ни Сопиковым, ни Смирдиным, а у Смирнова отмечены четырьмя номерами (№№ 402—405). Только у Геннади в его труде „Литература русской библиографии. Сбп. 1858“ описано их двенадцать (№№ 698 — 709), но из этих описаний -три представляют перепечатки из ката
лога Черткова, об одном издании он говорит, что ему не случалось его видеть, и одно издание не описано, а только названо.
Одна из первых попыток представить общую опись русской литературы печатного дела была сделана Н. М. Лисов
ским (по материалам его собственной библиотеки) в труде „Краткий очерк столетней деятельности типографии Глазуно
вых в связи с развитием их книгоиздательства. 1803 - 1903.
Спб. 1903“. В этом издании помещены: образцы книжных виньеток и фронтисписов прежнего времени: 4 снимка (стр. 39, 40, 41 и 49); образцы титульных листов к старинным книгам -