Первая часть посвящается изучению собственно каллиграфическою письма, выполняемого обыкновенным пером. Усвоение
основных элементов письма, при достаточной практике, в состоянии благоприятно отразиться на любом нуждающемся в улучшении почерке.
Во второй части изучаем мы рондо и родственные ему, так называемые, круглые шрифты, нашедшие себе широкое применение не только в чертежном, но и в конторском и рекламном обиходе.
Ответы на целый ряд практических вопросов найдут себе в этой части руководства и слушатели технических школ, имеющие дело с чертежными надписями.
Третья часть руководства посвящена художественным шрифтам, область применения которых чрезвычайно широка: плакаты, рекламы, обложки книг, политические и иные лозунги и пр. Надписи такого рода уже не пишутся, а рисуются, причем требования, предъявляе
мые к ним, чрезвычайно разнообразны: шрифт должен быть красив, выдержан в определенном стиле, он должен привлекать внимание своей оригинальностью и в то же время быть разборчивым, понятным, не слишком вычурным и легко читаться с большого расстояния.
Удовлетворить всем этим разнообразным и противоречивым требованиям совершенно невозможно без специальной подготовки, без знакомства с характерными особенностями и основными элементами различных шрифтов. Положиться только на личный вкус и художественное чутье здесь никак нельзя. Надпись, рассматривае
мая с расстояния 10 метров, может выглядеть совершенно иначе, чем с расстояния в 1 метр, так как некоторые более тонкие линии или недостаточные промежутки между буквами могут при этом исчезнуть
для зрителя. Стиль надписи очень легко нарушить всего одним или двумя неправильно проведенными штрихам или завитками. Обра
мление надписи может „убивать шрифт, или, наоборот, шрифт может
подавлять обрамление — и так далее. Словом, исполнитель надписи сталкивается с целым рядом специальных затруднений, которые нужно знать и о существовании которых он зачастую даже не подо
зревает. В результате, ему сплошь и рядом приходится только удивляться и недоумевать, почему надпись какого-либо плаката, выполненная, повидимому, наспех, широкой кистью и довольно небреж
но, производит такое приятное и гармоничное впечатление, между тем как в собственных его произведениях, даже при самой тщательной и аккуратной работе, определенно чувствуется весьма посредственное дилетантство.
Дело здесь, конечно, только в знании основных особенностей
и пропорций шрифтов.