драгоценные товары, к воинским людям - «богатырям», оберегающим границы от «татар», «литвы», победоносно сражающимся с «насильниками»,
к низам большого города - «голи-кабацкой». Пейзаж, на фоне которого развернуто действие сюжета, также далек от угрюмой северной природы. Расстилается покрытое «ковылем-травою» «раздольице - чистое поле», где ночуют в шатрах богатыри, засыпав своим коням «пшеницы белояро
вой». Упоминаются несвойственные северу дуб, явор, «вишенье-орешенье». Действие старин всего чаще происходит в «городе Киеве», у «ласкового князя Владимира». Пускай за этими названиями не стоит какой-либо
определенной исторической основы, все же это приурочение говорит о другом месте сложения песен.
Больше того: «ласковый» Владимир нередко выступает с суровыми чертами государя-деспота, очень напоминая Ивана Грозного. У него свои «верные слуги» - «палачи немилостивые», заключающие в тюрьмы, по оговору, по клевете, невинных героев. Вся обстановка в таких случаях чрезвычайно напоминает эпоху становления централизованного Москов
ского государства. Старины, прежде чем попасть в северную глушь, подверглись в своем развитии сильному воздействию известного исто
рического периода. Чтоб отразить его, слагателям надо было стоять близко к совершавшимся событиям.
Попавшие на север, на место спокойного хранения, старины начали передаваться из поколения в поколение. При этом полагались только на индивидуальную, правда удивительную, память. «Я грамотой не гра
мотна, - говорила знаменитая вопленица Ирина Федосова, - зато памятью памятна: где что слышала, пришла домой, все рассказала, будто в книге затвердила, песню ли, сказку ли, старину ли какую». У сказателей не было профессиональной школы, подобной, например, той, ко
торая существовала у слепцов-калик, распевающих «духовные стихи». Между тем, наблюдения за формальной стороной эпических песен показывают, что и они прошли известную «школу».
Старины построены по определенному плану. Он не всегда налицо в каждом варианте, но легко восстановляем по нескольким. В этом плане три части: вступление, повествование, заключение. Вступление, в свою очередь, делится на «прибаутку» и «зачин». Прибаутка - коротенькое стихотворное введение без какого бы то ни было отношения к дальней
шему содержанию, имеющее целью привлечь внимание слушателей. Зачин - начало самого рассказа, показывающее, где происходит дей
ствие. Указывается город, село, местность, дается общая картинка, так что, по существу, зачин всегда географичен. Повествование слагается из двух элементов: места, которые слагатели без изменения вставляют в любой сюжет, и переходы, составляющие самую канву рассказа и его движение. Первые носят обычное название «общие места» и представляют застывшие словесно картинки-описания, сопровождающие те или иные моменты рассказа. Так, например, богатырь, выезжая на подвиги, просит