«прощения-благословения» у матушки, - вставляется определенная Картинка-формула, рассказывающая, как это происходит. Ее сказатели знают наизусть, и варьируется она мало. То же встречается при описании сна
ряжения коня, вооружения, встречи с врагом, боя, приезда героя к князю,
описании пира, отделки палат, одежды и пр. Умелое пользование общими местами придает большую красоту и стройность песне. Наоборот, зло
употребление ими чрезвычайно растягивает старину в ущерб содержанию. Забывший его сказатель иногда отыгрывается только общими местами.
Старина оканчивается «исходом». Большею частью это - краткое славословие на тему: «с той поры, с того времени стали богатыря стариной сказать» или отдельный припев типа прибаутки.
В книжных воинских повестях также существует ряд словесных формул, соответствующих «общим местам». Таковы застывшие описания сбо
ров в поход, «уряжения» полков, всех моментов боя и пр. Некоторые из
этих книжных формул находят себе близкое соответствие с песенными, что указывает на известную связь народного творчества с книжной литературой. Книжная и устная поэзия соприкасались и взаимно оказывали влияние друг на друга.
Слагателями и исполнителями старин в древней Руси были народные певцы - скоморохи. Еще на Руси языческой существовали народные певцы,
принимавшие участие в религиозных обрядах, певшие на пирах «песни славы». С принятием христианства они получили греческое наименование «скоморохов» и стали в ряды забавников, потешавших слушателей игрою
на музыкальных инструментах, пляскою, пением песен. Церковь сразу стала во враждебное к ним отношение. В XI в. к числу «неподобныхдел, относимых к «диавольской лести», причислялись «трубы, скоморохи, гусли». Церковная борьба против скоморошества тянулась веками. Видя в скоморохах представителей старого язычества, церковь боролась с ними больше на экономической почве. «Где поп с крестом, там и скоморох с ду
дою» - гласит пословица, указывающая на непременное присутствие скомороха при любом обряде. Скоморохов действительно любили и при
глашали всюду. Эти «веселые молодцы на всякие руки», как называют их старины, являлись подлинно народными творцами и исполнителями, По селам, деревням, на городских площадях они пели, плясали, разыг
рывали шутливые сценки, водили медведей, выкидывали акробатические штуки, исполняли шутливые и серьезные песни, рассказывали сказки, сатирические и острые новеллы. Они - желанные гости на пирах, умев
шие забавлять собравшихся и веселым и серьезным репертуаром. «Еще нам, веселым молодцам, на потешение, сидючи во беседе смиренныя, испиваючи мед, зелено вино, - где пиво пьем, тут и честь воздаем тому боярину великому и хозяину своему ласкову», - говорится в одном исходе старины.
Правда, их зазывали в разные дома, несмотря на строгие преду
преждения религиозных поучений: «скомороха, гудца и свирца не