пертуар, могли указать генеалогию каждой песни. Таким образом на Украине намечаются школы певцов. Их расцвет относится к тому же XVI в., когда впервые возникли известные «думы», лирико-эпические песни, в известной степени соответствующие старинам. В это время в со
став членов гурта начинают проникать ученики духовных училищ, по разным причинам отказавшиеся от церковной карьеры.
Скоморошьи ватаги были подвижнее, демократичнее, вольнее. Тем не менее кое-что из практики товарищеского соседства у тех и других сов
падало. Прежде всего налицо были, конечно, профессионализм и наличие учителей и учеников.
В конце концов церковь добилась более крутых мер по отношению к скоморошеству. После Стоглавого собора, еще в юность Ивана IV, произошло первое изгнание скоморохов из центра Московского государ
ства. Множество скоморохов погибло по дорогам. Но через короткое время скоморохи снова наполняют Москву. Гораздо серьезнее были реп
рессии, начавшиеся в 1648 г. и продолжавшиеся во все царствование Алексея Михайловича. Имелось в виду истребить скоморошество до основания. По провинциям были разосланы указы с запрещением в на
роде всяких игр, вождения медведей, качанья на качелях, плясок, пения песен, разыгрывания сценок; скоморохам запрещалось присутствовать при обрядах. «Хари» (маски), музыкальные инструменты со
бирались и предавались огню целыми возами. В результате веселые молодцы, бродячие скоморохи, исчезли из центра Московского государства.
Гонимые, они уходили на «украйны», т. е. на окраинные земли Московского государства: на север, в области войска донского, уральского.
Одним из прибежищ была юго-восточная «украйна», где с XV в. поселилось вольное казачество, начинавшее выдвигаться с усилением москов
ского деспотизма. Свободолюбивая казацкая «вольница» находилась в постоянной борьбе с Москвою, объявив беспощадную войну «князьямбоярам». Скоморохи там соответственно действительности изменили старые сюжеты и создали новые, героями которых стали Ермак, Разин. На казацкой «украйне» песня оживилась, но значительно отдалилась от традиции.
Другая, не меньшая, часть скоморохов двинулась в глушь Северного края, в страну лесов и болот. Там она осела. Существовали даже целые деревни, обитатели которых поголовно носили фамилию Скомороховых. Здесь, в этом тихом убежище, традиционная песня начала передаваться из уст в уста преемственно и, по мере возможности, сохранно. «Из песни слова не выкинешь» - сложилась пословица. Старый эпос дошел до на
стоящего времени и увековечился на страницах печатных сборников. Еще в начале XX в. консерватизм быта на Печоре был настолько силен,


что, по замечанию собирателя, жители о временах Ивана Грозного и о самом царе рассказывали так, как будто бы эта эпоха кончилась совсем