ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ.


Инсценир. по роману Мережковского «Петр и Алексей».
Бытовые черты XVIII века. Петровские преобразования. Народ стоит в стороне. Реформа за реформой насаж
даются сверху. Деспотическая фигура царя Петра I. Грубость нравов при
дворной челяди. Все это переплетается в семейной драме Петра и сына его царевича Алексея.
Вслед за стрелецкой казнью царица Евдокия Лопухина первая жена Петра попадает в опалу и насильственно пострижена. Сын ее, Алексей, отнимается от матери. Его воспитание прохо
дит под непосредственным наблюдением Петра Последний старается насильственно привить сыну, мягкому и ленивому по характеру, чуждые ему военные замашки.
Грубость Петра отталкивающе действует на Алексея и Петр в его лице наживает себе злейшего врага, а недоволь
ная часть придворных питает надежду на царевича, как на наследника престола.
Во время заболевания Петра, последний узнает о роли, которую сыграл Алексей, радостно выжидавший смерти Петра. Петр требует от сына, чтобы тот отрекся от престола, и постригся в монахи. По уговору своих приверженцев Алексей, не желающий отказаться от царствования, бежит заграницу, где скрывается со своей возлюбленной, крепостной девкой Афросьей.
Петр открывает его убежище и посылает к нему своих эмиссаров, кото
рые уговаривают Алексея вернуться в Россию, суля ему полное прощение.
Алексей возвращается в Россию, где происходит кажущееся примирение его с отцом. Алексей кается в своем по
ступке, но при этом утаивает о своей переписке с матерью и о своих чаяниях в скорой смерти Петра.
Придворный сыск создает атмосферу заговора, центральной фигурой кото
рого, выдвигает Алексея. Он предается суду, - В присутствии самого Петра,
допрашивающего сына с целью выдачи сообщников заговора, Алексея предают пытке. Когда Алексея в последний раз сняли с дыбы, он был уже мертв. По
лупомешанный Петр, держа на руках мертвого сына, в ужасе от содеянного.


ОТЕЦ СЕРГИЙ.


По повести Л. Н. Толстого в 7-ми частях, постановка Я. Протозанова, Т-во И. Н. Ермольев - Москва.
Волею умирающего отца, мальчик граф Степан Касатский, определен в корпус. 18 лет он уже блестящий гвар
дейский офицер... Жажда славы, стремление быть первым, заставляет его до
биваться «положения» в свете, а для этого необходима богатая со связями жена.. Судьба сталкивает его с графиней Мэри Коротковой. Он влюбляется. Вна
чале холодная к нему, она вскоре принимает его предложение. Через две недели свадьба. Мэри, боясь, что он уз
нает все помимо нее, признается, что она была любовницей императора. Удар слишком силен для него.. Он подает в отставку и поступает в монастырь...
Гвардейский офицер - монах. Он всем существом своим отдается служе
нию.. Но прошлое преследует его даже в видениях и, посвященный в сан иеромонаха, он удаляется в отдаленный монастырь и запирается в келью...
«Я буду ночевать сегодня у о. Сергия» - таково пари, которое держит экс
центричная вдова Маковкина в пьяной компании.. И она у двери его кельи...
Опять видения прошлого стоят у окна и просят впустить.. Запах духов, ше
лест шелка, двусмысленные взгляды. И когда, кажется так близко падение, он отрубает на руке палец..
После: Маковкина удаляется в монастырь и постригается в монахини.
Отец Сергий - затворник. Толпы народа стекаются к нему, прося благо
словения. И вот судьба сталкивает его с дочерью купца, пришедшей к нему за исцелением. И здесь вдруг совершается его падение.
Он хочет бежать. Ото всех. От самого себя. И пошел по пыльным доро
гам, селам, деревням. Милостыня, брань, насмешки. И наконец - Сибирь.


Новая кинематографическая постановка.




Выпуск коллектива «Русь».




Арт. М.Х.Т. Л. М. Леонидов в роли Петра.




ЛИБРЕТТО.