Съемки ВФКО.

ВФКО заключен ряд договоров о засъемке наших промышленных предприятий. В число их входят работы по углю и металлу в Донбасе.

Кино в деревне.

От Новосильского Уисполкома Моск. губ. в ВФКО поступило заявление о необходимости снаб
жения деревни кино аппаратами. Кино может сделать в деревне огромную работу - сообщают из
Уисполкома. «Нужно быть очевидцем, чтобы понять, какое действие оказал на зрителей кино...
Первое появление на экране движущихся фигур привело их (зрителей) в неописуемый восторг. - Дети и взрослые, старики и старухи, все слились в один дружный, искренний смех до слез... «Теперь можно и умереть, - какое чудо посмотрели» , - гово
рили старики, делясь впечатлением о виденном и выражая благодарность Советской власти за то, что «не забыли глушь и эдакую радость при несли».
ВФКО озабочен изысканием средств для расширения работ Передвиж-Кино и для обслуживания ими деревни.

Мы воюем.

Мы воюем с психологическим кинематографом. Мы против построения картин на Мозжухиных, Руничах, Лисенко и т. п. Против потому, что эти люди несут на экран театр и извращенность истерических обывателей 1914 года. Мы против протеста «кино-спецов» отрицающих главное организующее начало в кинематографии - монтаж. Вот почему мы приветствуем и любим Чарли-Чаплина, детектив и Государственный Институт Кинематографии. «История» института и «хроника» по
мещенные под этим разъясняют нам необычайную тяжесть рабочих условий и создания единственной в Р. С. Ф. С. Р. кинематографической школы.
Прочтите «историю» и вы увидите какие безпомощные руки халтурщиков или чиновников-«адво
катуры» брались за школу и мешали ее правильной организации. Прочтите «хронику» и вы увидите в каких условиях работает настоящий, крепкий состав школы и какие ущербы наносит такая работа человеческой производительности.
Работать тяжело, но мы верим и надеемся, что тяжелые условия скоро пройдут.
Работа закипит. Лучшее в нашем производстве - Госуд. Инст. Кинематографии, разцветет и окрепнет. Окрепнет потому, что государство пой
мет важность сохранения и поддержки немногих рабочих закономерной - здоровой, пролетарской кинематографии.
АЛЕКСЕЙ ГАН.

История Государственного

Института Кинематографии.

Во времена, так называемого, «расцвета» русской кинематографической промышленности - серьезных кинема
тографических школ не было. Были школы исключительно авантюристиче
ского характера, которые имели своей главной целью или предоставить фирмам бесплатных сотрудников, или предоставить владельцу школы только ма
териальные или романтические блага.
Несколько выделилась из этой группы школ студия «Творчество» Б. В. Чай
ковского. В этой школе откровенного хулиганства не было, но удельный вес ее достаточно охарактеризован названием, которое выбрано вероятно лю
бовно и достаточно серьезно. В этой школе работа велась примитивными методами, господствующими в старой кинематографии и поэтому «кинематогра
фической» она могла называться только с натяжкой. Это станет особенно ясным из того, что «Творчество» для большин
ства учеников служило подготовкой для поступления в драматические школы. После октябрьской революции в Кино- Комитете начали вести разговоры о создании кинематографической школы. В этих разговорах принимал участие
некий режиссер -Аркатов. Но реального осуществления они не увидали.
С весны 1919 года при новой коллегии Кино-Комитета, которая была составлена после «ухода» из комитета заведующего Преображенского, начались предприниматься значительно более серьезные шаги по организации кинематографической школы.
В результате предпринятых шагов 1-го сент. 1919 года была открыта 1-ая Государственная Школа Кинематогра
фии при Фото-Кино-Комитете Н. К. П. Заведующим школой был назначен В. Р. Гардин. Школа тогда помещалась на Тверской, в доме № 34. К работе были привлечены самые разнообразные люди: Леонидов, Чабров, Теа-Адами (босо
ножка), Шаломытова, Аксагарский, Фореггер, Худолеев, Преображенская (ки
но-актриса), С. М. Волконский и т.д. Был произведен прием учеников в школу. Занятия начались очень хаотически. Некоторые преподаватели дали несколь
ко уроков и на этом закончили свою работу, а некоторые продолжали, ка
ждый за свой страх вести занятия. Результатом этой бессистемной работы была съемка «Железной пяты», которую производили: Гардин, Преображенская и секретарь школы Глебова.
Картина никаких серьезных результатов, кроме потрясающе плохой фо
тографии и достаточно хаотического построения действия, не дала. После съемки картины, некоторое время с
большими перерывами продолжалась работа, правда, в очень тяжелых условиях в смысле помещения, так как шко
лу гоняли с одного места на другое. К этому времени В. Р. Гардин должен был оставить заведывание школой, которое было передано б. зав. Юридиче
ским Отд. Кино-Комитета пом. присяжного поверенного О. С. Ленснер. Почти сейчас же наступило полное прекращение занятий. За Ленснером следовал Ф. П. Шипулинский. Было назначено проверочное испытание учени
ков. (Между Ленснером и Шипулинским школа некоторое время была без заведующего совершенно).
Поверочные экзамены очень оживили школу, потому что ученики боялись за свою «кинематографическую карьеру». В это же время вошел в работу Л. В. Кулешов. Результатом оживления были три показательных вечера. Последний был 1-го мая 1920 г. Вскоре встала не
обходимость съемки картины в связи с польской войной. Гардиным и Куле
шовым был представлен план съемки и смета, результатом обсуждения кото
рой, был уход Кулешова, Гардина и Преображенской из школы. Вместо ука
занных преподавателей был приглашен И Н. Перестиани, который снял кар
тину «В дни борьбы», при чем смета на картину была представлена «сходная»,
а действительные расходы в нисколько раз превысили реальную смету, представленную Гардиным и Кулешовым. (См. дела