Очеввдно, не всегда Москва была такой, гак мы видим сейчас, лишь постененно и, может-быть, в долгие столетия сложился ее современный облик. Естественно возникает вопрос об истории города, об его возникновении здесь, его начальном периоде, о его внешнем виде в эту пору. Ответы на них постараемся найти среди окружающей нас действительности—это будет темой нашей экскурсии.
С началом Москвы связано много легенд: и народное предание, и книжный вымысел, каждый по своему толкуют причины и условия возникновения нового города, судьба которого стала такой исключительной вноследствии.
Одна из легенд о происхождени Москвы примыкает к библейским сказаниям о заселении земли потомством патриарха Поя. „Первую селитбу себе и всему роду своему (говорит
она) сотворил на берегах Москвы-реки шестой сын Иафета, Масох с женой, именем Ква, и детьми: сыном Я и дочерью Вузой, пршиедший в далекую страну и остановившийся на этом „всепрекрасном месте.
В этих именах ясна попытка об‘яснить происхождсние названий московских рек, дотоле по легенде без именитых“.
Другие легенды создались на русской летонисной основе, но расцветили сухой рассказ узорами народных преданий и былинной поэзии. С разными вариантами они передают о кровавой неблагодарности сыновей боярина Кучки, пригретых Суздальским князем Даниилом и убивших его по на
ветам жены князя. Его брат, князь Андрей, жестоко отомстил убийцам—предал их смерти, „красные села“ их на берегах Москвы-реки разграбил, а на том месте заложил город, которому суждено было стать впоследствии столицей всего русского государства. Интересно отметить в этой легенде влияние народного поверия о том, что кровь, пролитая при основании города, определяет его славное будущее