Первыми жителями Московского края, оставившими после себя следы в номенклатуре местности и археологические остатки на местах своих поселений, были финны. Самое имя города, - Москва, финское, и значенив его толкуетсл различно: мутная вода, медведица и т. д.
Первый славянский поселок, вероятно, появляется здесь еще в XI в., когда началась широкая колонизация с. -вост. Руси славянскимн племенами, размещавшимися ранее главным образом вдоль рек великого водного пути с юга н#. север—по Днепру и его притокам и севернее, у озера Ильменя. Свидетельство документа впервые встречается под 1147 г., когда по данным летописи Юрий Долгорукий, князь Суздальский, приглашал своего союзнпка Святослава Ольговича: „Приди ко мне, брате. на Москову! и по приезде того в Москву „повеле устроити обед силен“ (П. С. Л. II, ст. 29). Через 9 лет (1156 г. ), как сообщает летописец, князь Юрий обносит, очевидно, дотоле неукрепленную Москву „городом“. Что могло бы окружать нас в эту пору? Что из
того, что в данное время живет вокруг, сущеествовало уже тогда? Больше всего о прошлом говорит Кремль. Его древние соборы и стены старше ввего, что достушю
нашему взгляду. Но могла ли иметь начальная Москва такой размер, такую сложную военную архитектуру, такие
богатые, торжественные соборы, которые и сейчас выделяются своим величием? Все это говорит о больших богат
ствах, большой военной мощи, сложной культуре. Очевидно, Кремль таким, как мы видим его теперь даже в древних частях, сложился не сразу, быть-может, значительно позже XII в., когда мы впервые встречаем Москву в летописных заиисях под этим именно названием.

Следовательно, архитектурные памятники не дадут нам

уловить черты первоначальной Москвы. Поищем их в рельефе