Нам нужно тепарь определить площадь „города“ Юрия Долгорукого. Вспомним, из чего он образовался: до 1156 г. это вотчина, помесгье одного из русских князей. Фактически это усадьба, село. Из чего состояла эта усадьба? По леюписн даже „город“, т. -е. крепостные укрепления были деревянные, очевидно, что и вся стройка его толсе из этого находящегося под рукой, дешевого по доставке и привычного ио обработке материала. Несколько сосновых срубов для жилья холопов, для приезда князя высокие хоромы на подклетях, хозяйственные постройки. Вот и все.
Такую усадьбу в 1156 г. Юрий Долгорукий обращает в крепость. Могла ли она занимать всю территорию современного Кремля? Укрепить, населить и обороиять такую площадь, конечно, не было по силам одному из князей раздробленной на уделы Ру и, и безусловно, пределы Москвы XII в. зна
чительно скромнее. По очевидно чго город должен был основаться в юго-западной части современного Кремля, где сосредоточивались ваиболее удобные естественные условия защаты—река и обрыв холма. Его стена должна была
итти по краю этого обрыва, не сползая, однако, вниз, как это сделали сгены Кремля впоследствии, так как в этом случае терялось значение крутизны и высоты холм. Следо
вательно, стены, южная и сев. -западная шли параллельно настоищим, оставаясь на вершине холма. Восточная же стена отступала от современной на очень большое расстояние. При постройке Большого Кремлевского дворца в его юго-западном углу были найдены следы этой стены ров и остатки соснового строительного материала. Отсюда возможно наметить положенне и направление этой стены: она шла от Потешного дворца, через угол Большого Дворца к средине стены между Блаювещенской и Тайницксй башняѵи Пло