вывают свое влияние на соотношение города и природы но влияние это лишь вносит некоторые оттенки в этих соотношениях, не меняя, однако, их существа.
Мы в пустынной переулке. Изредка пройдет прохожий или проедет извозчик. Но припомним Арбат. Его пейзаж тесно
связан с бегущими трамваями, мчащимися автомоби­лями, трясущимися извозчиками, спешащими, - заполняя тротуары, пешеходами; и это движение дает особый отте­нок лицу города. Перед нами новый фактор пейзажа горо­да—также переменный —городское движение, городскаятолпа.Но мы
нарочно выбрали маршрут но пустынным пепе- улкам, чтобы меньше вводить в наши наблюдения явлений переменного
характера.
Первый план пейзажа.
Займемся анализом наших впечатлений от
перваго плана нашего пейзажа.


Фиксируя наше внимание на этом коридоре больших домов, не видя почти неба, мы очень сильно переживаем чувство города. Словами точно охарактеризовать это чув




ство очень трудно. Но найти основную его ноту можно: это сознание какого-то одиночества; вот, из-за этих безгра


ничных стен домов, что-то у тебя отнимающих, отчего то тебя отрезывающих: —какое-то давлящее чувство, какоето чувство тюрьмы. Чем продиктовано это чувство? Несомненно зрительными впечатлениями. Так разберемся же в них.
Станем на левый тротуар переулка пока не подвигаясь вперед, все в тех же 15 шагах от Остоженки, и посмотрим на противоположный дом (д. 13). Это давящее чувство, о котором мы говорили выше, очень сильно здесь. Здесь мы видим: а) массу дома, б) его цвет, в) его линии. Посмотрим, какая из этих трех форм нашего зрительного восприятия сильнее всего на нас действует.