Несомненно масса. Темно-серый цвет дома конечно, мрачен. Но светло-серый тон дома рядом (№ 11) или еще более светлый цвет третьего по переулку дома (№ 9) не уничтожают этого давящего чувства. Еще одно наблюдение. Карниз дома № 13 давит; особенно сильно давит имение его масса, несмотря на то, что его окраска — бе
лая с желтым — и ясный рисунок (меандр) могли, казалось бы, облегчить наше щемящее чувство.
Обилие окон, эркеры, водосточные трубы, делают рисунок фасада дома № 13 значительным. Преобладают прямые линии несущиеся ввысь: так узкие простенки окон кажутся плоскостными пилястрами. Линии эти усиливают чувство вышины этого дома, чувство небоскреба, и органически связанные с массой дома, усиливают тяжесть этой массы: линии подчинены массе. И поэтому эти идущие ввысь линии

не ведут взор за собою, а принижают зрителя, прижимают его к земле.

Встанем еще раз посредине мостовой и бросим взгляд на переулок вдаль, чтобы дать отчет себе в живописных впечатлениях. Лишь небо, если оно синее, да дерево вле

во, если оно одето листвой, дадут нам два красочных пятна. Все остальное в пейзаже будет однотонно. А, между тем, мы имеем дело с многими красками: темно-серый,
светло-серый, фисташковый, коричневый (гранит на левом крыльце), белый. Но восприятие этих красок в наших зри
тельных впечатлениях затушевывается восприятиями массы этих домов и их линиями. Мы сильно чувствуем трехмерность пространства нашего переулка, хорошо воспри
нимаем его рисунок но живописных впечатлений у нас почти нет. Второй плаи
пейзажа.
Начнем теперь анализировать второй план
пейзажа Ильинского переулка.